СНЫ И СНОВИДЕНИЯ В Библии различаются разные виды снов: сны обыкновенные, естественные и сны посылаемые человеку свыше. Последние сны с самых древних времен, служили средством для открытия воли Божией человеку, и многие из них отличались своим высоко пророческим значением (
Быт 20:3-6, 28:12-14,
Дан 2:4, Иол 2:28). Господь давал людям способность истолковывать сны. Саул жаловался на то, что Господь
не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков (
1Цар 28:6). Сему подражали лжепророки, и Иеремия сильно обличает их за это (
Иер 23:25-28).Нередко чудесные откровения воли Божией называются видениями (
Лк 1:22,
1Цар 3:15). Считаем излишним входить здесь в психологический анализ сновидений. На сновидения нередко указывается в Свящ. Писании, как на обыкновенные явления. Иов например говорит (7:14):
Ты страшишь меня сном, и видениями пугаешь меня. Соломон объясняет источник многих сновидений, когда говорит:
сновидения бывают при множестве
забот (
Ек 5:2), и описывает сущность большинства оных в следующих словах:
во множестве, сновидений как и во множестве слов, много суеты (5:6). Способность истолковывать сны, по отношению сновидений к будущим событиям, конечно, была сверхъестественным даром, так как сии сновидения известны только единственно Верховному Виновнику оных. Так например Иосиф получил Божественное откровение истолковать сны хлебодару и виночерпию (
Быт 40:5-8, 41:16).
Не от Бога ли истолкования? сказал он им, - и растолковал сны; равно как Даниил, по Божественному внушению, разъяснил сон Навуходоносору. В заключение заметим, что так как полное и совершенное откровение воли Божией начертано для всех нас в Евангелии, то всякая вера в сновидения, будто бы предвещающие будущие события, неразумна и обманчива, и что все попытки усвоить себе возможность истолкования оных должны считаться в высокой степени греховными и безрассудными.