ЦАРЬ - титул прилагаемый в Библии к предводителям войск (
Иов 15:24), князьям колен и городов (
Нав 12:9,24), правителям народа или народов (
Ис 8:21), к идолам от идолопоклонников (
Соф. 1:5), к Иегове (
Пс 5:2) и к Мессии (
Пс 2:6). Царь Ассирийский называется
великим царем (
Ис 36:4), царю Вавилонскому приписывается титул
царя царей (
Иез 26:7). Им же украшают себя и цари Парфийский, Могульский и Персидский. Понятие о невидимом Царе царствующих, представителями которого здесь на земле, или орудиями, служат все земные монархи, проходит почти всюду на страницах Свящ. Писания. Все семейства с древнейших времен разъединились затем чтобы быть подданными Высочайшего, и постепенно превращались в отдельные народы. Господь Бог был их царем. Моисей, Иисус Панин и Судии были Его исполнителями; книги Закона были их религиозно-государственными книгами. Через урим и туммим и через пророков Он объявлял народу Свою волю. Скиния Свидения служила местом особенного Его присутствия. Священники и левиты составляли Его двор, десятины и приношения были, так сказать, данью, приносимою Ему как царю; и враги Его народа были Его врагами. Идолопоклонство считалось не только грехом, но и политическою важною изменою. Несмотря на все сие, народ, недовольный невидимым правителем, пожелал для себя видимого царя. Их требование было исполнено, хотя и явными знаками негодования Божия, и с сего времени до периода плена, между избранным народом существовала монархическая форма Правления. Монархия была ни ограничена подобно европейским, ни автократическая, как например на Востоке, восточный деспотизм. В цари для Евреев поставлялось иногда лицо, избранное самим Богом, как например Саул, Давид, Иеровоам; иногда же венец переходил по наследственной линии от отца к сыну или по завещанию умершего монарха. Посвящение в царское достоинство совершалось при всем собрании народа посредством помазания священным елеем (
1Цар 11:14,15,
2Цар 2:4, 5:1-3,
3Цар 1:32-34,
4Цар 11:12,
2Пар 23:1-21). По сему царь назывался помазанником, помазанником Господним (
1Цар 24:7-11, 26:9-23,
2Цар 1:14, 23:1,
Пс 2:2,
Авв 3:13); возлагался на главу его венец и вручалась ему держава (
2Цар 1:10,
4Цар 11:12,
Пс 44:7,
Иез 21:26). Внешние знаки царского достоинства и разные принадлежности царей составляли: дорогие, пышные и блистательные одежды (
Иез 28:12-19,
Лк 16:19), корона, или венец, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями (
2Цар 12:30,
1Пар 20:2,
Пс 20:4), скипетр, или жезл (
Быт 49:10,
Чис 27:17,
Мих 7:14,
Зах 10:11) и престол, или трон (
Быт 41:40,
Пс 109:1,
Ис 14:13). Престол Соломона был из слоновой кости и обложен золотом (
3Цар 10:18-20,
2Пар 9:17-19). Доходы на царское содержание обыкновенно получались от стад и пастбищ (
1Цар 21:7), от земледелия, виноградников, маслин и смоковниц, верблюдов и пр. (
1Пар 27:26-29), от десятин с доходов его подданных (
1Цар 8:15,17), от добычи побежденных врагов (2 Парал. 27:5), от добровольных приношений (
1Цар 10:27). Царские обязанности состояли в том, чтобы предводительствовать во всякое время в войске и решать различные тяжбы в качестве судьи; царь имел право жизни и смерти (
3Цар 2:5,9), мог налагать подати (
4Цар 15:20), но присвоять себе собственность подданного мог не иначе как по законной форме (см.
Навуфей). При царе обыкновенно состояли советники (
1Пар 27:32), военачальники (
2Цар 20:23) и старейшины, между тем как пророки и священники открывали царю волю Божию (
3Цар 12:21-24,
Ис 37:22-26). Но среди царствования Иудейских и Израильских царей, которые почти все были несовершенны и большая часть которых были идолопоклонники и тираны. Господь Бог многообразно и многоразлично глаголал через пророков о другом Царе, высшем всех царей. Потоки света из отдаленного будущего сияли уже в очах многих пророков. Они духовным оком созерцали грядущего Царя и предвозвещали Его пришествие. Пророчество Захарии:
"Скажите дщери Сионской: се Царь твой, грядет к тебе кроткий...". было источником многих радостных надежд и упований. Когда наступило исполнение времен, Предтеча Господень, Иоанн, со всею величавостью ветхозаветного пророка провозгласил, что давно ожидаемый Царь и царствие Христово приблизились. На берегах Иордана явился Господь Иисус и был указан Крестителем, как главный предмет его пустынной проповеди. Он приял помазание свыше крещением Иоанновым; в Своей первой нагорной проповеди Он говорил о царствии небесном (
Мф 5:3,10); в большей части Его притчей говорилось о том же. Он принял на Себя тот же самый титул, под которым впервые открылся Еврейскому народу невидимый Царь Израилев (ср.
Исх 3:14 и
Ин 8:58). Он был распят на кресте за то, что именовал Себя царем. Он как Царь со славою вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца. "Он
был облечен, по слову Тайновидца, в
одежду, обагренную кровью; на одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих (От 19:13-16)
и Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои" (
1Кор 15:25).