ВРАЧЕВАНИЕ, ВРАЧ (
Иов 13:4). В Библии слово
врач в первый раз упоминается в
Быт 50:2. Впрочем есть некоторое основание предполагать, что врачи у Евреев существовали и прежде сего времени: так например
обрезание над Исааком (
Быт 21:4),
акушерство (повивальные бабки) по случаю трудных родов Вениамина (
Быт 25:17), очевидно производились лицами более или менее знакомыми с врачебными искусством (
Быт 50:2). В особенности же врачебная наука процветала в Египте. Обучаясь премудрости Египетской, Моисей, по всей вероятности, изучал и искусство врачевания. Египет, по замечанию Плииия, обиловал болезнями. Геродот говорит, что в Египте каждый врач занимался лечением какой либо одной болезни, и потому на берегах Нила практиковало великое множество врачей. Каждое семейство должно было иметь по каждой отдельной болезни особенного врача, как например по глазным, ушным, зубным и т.п., так что представляется неудивительным, когда мы читаем например в
Быт 50:2 следующие слова:
"Иосиф, повелел своим слугам врачам бальзамировать отца его (т.е. Иакова), именно, что здесь употреблено множественное число, а не единственное. Египетское врачебное искусство славилось и в других странах. Персидские цари Кир и Дарий пользовались помощью Египетских врачей. В Библии находится также довольно фактических указаний на то, что искусство врачевания болезней по различным видам их составляло особенную профессию (
Прит 17:22,
Иер 8:22,
Иез 30:21,
Мф 9:12,
Лк 4:23,
Кол 4:14). Конечно, означенная наука в древности была очень проста и не многосложна и состояла главным образом в лечении ран и наружных болезней: раны например очищали, обвязывали и смягчали елссм (
Ис 1:6). Впоследствии, пользуя от наружных болезней, врачи могли ознакомиться и с внутренними (
2Пар 16:12) и даже с душевными (
1Цар 16:16). Бальзам Галаадский весьма пенился как целительное средство. Когда Аса сделался болен ногами, так что болезнь поднялась до верхних частей тела, то был осужден за то, что в болезни своей взыскал не Господа, а врачей (
2Пар 16:12).
"Кровоточивая женщина, по свидетельству ев. Марка,
много потерпела от многих, врачей" (
Мк 5:26). Да и ев. Лука, будучи сам врачом, говорит о ней, что
она, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена (
Лк 8:43). Особенно же одобрительно о врачах и врачевании говорится в ИсСир 38:1-18, например особенно замечательны следующие выражения:
"Почитай врача честию по надобности в нем... Знание врача возвысит его голову... Господь создал из земли врачевства... ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его... и дай место врачу, ибо и его создал Господь... в иное время и в их руках бывает успех" и т.д. Наиболее употребительные в древности врачевства в болезнях кроме бальзама были следующие:
елей или деревянное масло, иногда
а соединении с вином (
Лк 10:34),
пластырь из смокв, прикладываемый к нарывам (
4Цар 20:7). Арабские врачи советовали употреблять его при всех созревших нарывах,
разные другие пластыри (Прем. Сол. 16:12),
части животных, как например
сердце, печень и желчь рыб против глазных болезней (Тов 6:5,9),
мед, как мягчительное и очищающее зрение средство (
1Цар 16:25-29). В земле Израильской находились также и минеральные источники, из которых пользовались целебною водою при лечении различных болезней, как например царь Ирод (Древ. кн. XV11, гл. VI, 6-8).