ЗЕМЛЕДЕЛИЕ (2Мак 12:1,
Быт 26:12 и др.). Из самой глубокой древности, земледелие считалось одною из главнейших отраслей человеческой деятельности. Еще в саду Едемском земледелие было возложено как обязанность на наших первых прародителей (
Быт 2:15, 3:17). Старший сын Адама, Каин, был земледелец (4:2). Ной после потопа, занимался земледелием, и все патриархи, при пастушеской жизни своей, не пренебрегали оным (
Быт 26:14,
Иов 1:3,15). Вообще земледелие у Евреев пользовалось всеобщим уважением и его не чуждались даже люди богатые и знатные. Примеры сего видим в Воозе, Гедеоне, Сауле, пр. Елисее и др. (
Суд 6:11,
1Цар 11:5,
3Цар 19:19). Моисей, который был обучен всей премудрости Египетской (
Деян. 7:22), давал земледелию очень важное значение в земле Иудейской, и по занятии Израильтянами земли Обетованной, земледелие сделалось одним из оснований закона Моисеева. Земля принадлежала Иегове.
Моя есть земля, говорит сам Бог о Себе (
Лев 25:23), и даруя ее своему народу, Он повелел равномерно разделить ее по числу имен лиц мужеского пола. Сообразно с этим при Иисусе Навине земля и была разделена на участки, и каждый по особому размежеванию получил известный участок (
Нав 27:5,
Амос 7:17 и др.). Земля Обетованная была весьма плодородна и земледельческий труд вознаграждался щедро; требовалось только достаточное орошение. Для этого кроме источников и ручьев служили обычные в Палестине осенние и весенние дожди и обильная роса с неба, которые были высоко ценимы, как величайшее благодеяние Божие (
Вт 8:7, 11:10-15, 32:2 и др.); не пренебрегали впрочем и искусственными средствами для улучшения и удобрения почвы: очищали поля от камней (
Ос 12:11), от сорных трав (
Прит 24:30,31), устрояли различные каналы и проводили воду в поля (
Пс 1:3,
Прит 21:1), удобряли почву сожжением на ней соломы, мякины и т.п. и покрывали ее навозом (
Ис 25:10,
Пс 82:11,
Лк 14:35). Земледельческими орудиями служили: плуг, борона, рожон, лопата или заступ (см. кажд. под его собственным названием:
Плуг, Борона и т.д.). Животными человеку помогавшими при земледельческих работах были следующие: вол, корова и осел. Семена или зерна, употреблявшиеся для посева, преимущественно были: пшеница, просо, полба, ячмень (
Иов 31:40,
Ис 28:25,
Иез 4:9). Земледельческие работы начинались в конце октября или в ноябре и продолжались до половины февраля. Сеять начинали после праздника Кущей, при первом осеннем или раннем дожде. Перед посевом поле вспахивалось и паханье производилось плугом (
Лк 9:62), при этом ярмо возлагалось на шею животного и прикреплялось к плугу, отчего ярмо всегда служило образом рабства, ига, неволи и т.п. (
Иер 2:20, 27:2,
Ос 10:11,
Наум. 1:13, Галат. 5:1). Из сего можно видеть, что вспахивание земли у Евреев было не сложно и что достаточно было даже одного вола для упряжки в плуг. Засевание поля различными семенами было запрещено законом (
Вт 22:9). Порядок в засевании полей ясно сказывается у
Ис 28:24-28. Засеянные поля охранялись караульщиками или сторожами (
Иов 27:18), которые помещались в нарочно устроенных для сего шалашах. Впрочем закон предоставлял право прохожим срывать колосья, но употребление серпа при сем не дозволялось (
Вт 23:25,
Мф 12:1). Кроме того каждые 3 года вносилась с полевых произведений десятая часть в пользу бедных (
Вт 14:28,
Амос. 14:4 и др.). Первый сноп жатвы, начинавшейся обыкновенно во второй день Пасхи (16 апреля), приносили пред Господом (
Лев 23:10-14). Таким образом от посева, т.е. с декабря, до жатвы проходило около 4-х месяцев (
Ин 4:35), а самая жатва продолжалась обыкновенно 7 недель, т.е. от Пасхи до Пятидесятницы (
Вт 16:9). Время жатвы, особенно при обильном урожае, проводилось очень весело. Жницы пели песни, веселились и радовались (
Пс 9:3,
Пс 125:6). Сжатые колосья клали на землю, потом сгребали руками и связывали в снопы веревками; затем снопы сносились в скирды (
Пс 128:7,
Быт 37:7 и др.), после чего их свозили на телегах на гумно и складывали в кучу (
Мих 4:12,
Иов 5:26). Забытый в поле сноп оставался в пользу бедных (
Вт 24:19).
Гумно, находившееся обыкновенно на самом поле, на пригорках для стока воды, представляло собою круглую площадку без стен и крыши, только со всех сторон его окружала невысокая ограда, сложенная из мелких камней, чтобы зерна не попадали на сторону; земля на нем выравнивалась и крепко убивалась (
Суд 6:37,
Руф 3:8). Первобытный способ молочения большею частью состоял в выколачивании или вытаптывании зерен ногами волов и лошадей (
Суд 7:11,
Руф 2:17); впрочем для сего употреблялись и так называемые
зубчатые молотильные доски и железные молотилки, которыми пользовались и для наказания (
Суд 8:7,
2Цар 12:31 и др.). Легкие зерна молотились палкою (
Ис 28:27). После молотьбы, для очищения зерен от соломы и мякины, их веяли видами или лопатами, бросая вверх при легком ветре (
Ис 30:24,
Иер 4:11,
Мф 3:12 и др.), а затем пшеницу убирали в житницы, а солому сжигали огнем.
"Лопата Его (которою веют хлеб)
в руке Его, говорил Иоанн Креститель о грядущем Мессии,
и Он очистит гумно свое и соберет пшеницу свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым" (
Мф 3:12,
Лк 3:17).