ЕККЛЕЗИАСТ (проповедник, по-еврейски когелет; 
Ек 1:1-12 и др.) - название книги известной под сим именем в составе свящ. книг канонических В.З. Написана Соломоном в последние годы его блестящего замечательного царствования. Состоит из 12 глав, и в ней с одной стороны изображается суета и ничтожество всего земного, которое само по себе не может доставить умирения и успокоения человеческой душе, потому что непостоянно и изменяется, как это и доказывает Соломон на основании собственного разнообразного опыта (1-6), а с другой стороны, указывается на отношение мудрого к миру. Возноситься выше земного к вечному и неизменяемому, среди земных превратностей искать себе счастья и успокоения в Боге, - вот истинная задача земной жизни мудрого (7-12). 
"Слова Екклезиаста, сына Давидова, царя в /Иерусалиме (1:1), - так начинается свящ. книга. 
Видел я все дело, какие делаются под солнцем, продолжает проповедник, 
и вот, все суета и томление духа (ст. 14). 
Я предпринял большие дела, говорит он далее, 
построил себе, домы, насадил себе виноградники... приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня... собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей, завел себе певцов и певиц... Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им... И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их, и вот все суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!... И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать .мудростью все, что делается под небом... И приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания... но узнал, что и это - томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (1:1-18). В последней 12 главе, в прекрасной поэтической форме излагается описание постепенного приближения старости в жизни человека и за тем его смерти. 
И помни Создателя твоего в дни юности твоей, так говорит Екклезиаст в заключение своей возвышенной книги, 
доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить, нет мне удовольствия в них!...В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы (ноги и руки - старческая согбенность) 
и перестанут молоть мелющие (зубы), 
потому что их не много осталось; и помрачатся смотрящие в окно (глаза); 
и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха (старческая бессонница) 
и замолкнут дщери пения (глухота)... 
и зацветет миндаль (старческие седины) 
и отяжелеет кузнечик и рассыплется каперс (общий старческий упадок сил). 
Ибо отходит человек в вечный дом свой (гроб) 
и готовы окружить его по улице плакальщицы (скорбь об умершем). 
И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, который дал его. Суета сует, все суета". В чем же истинное, возможное здесь на земле для человека довольство и счастье? 
Выслушаем сущность всего, так отвечает свящ. писатель на этот вопрос: "Бога бойся и 
заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека. Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное-хорошо ли оно, или худо" (12:1-14).