ИДОЛ, КУМИР (
Исх 20:3, 4, 
Вт 4:16, 
Рим 2:22, 
1Кор 8:4, 
1Ин 5:22) - есть изображение какой-либо твари небесной или земной, или в водах живущей, которой вместо Бога покланяются и служат. Вторая заповедь запрещает покланяться идолам, как мнимым божествам или как изображениям ложных богов. Названия идолов в Еврейском языке различны и наиболее употребительные суть следующие: 
Елилам или суетность, ничтожество. Идолы назывались так, потому что истинные чтители Бога смотрели на них, как на вещь, не имеющую никакого значения. 
Елил (
Ис 57:5) - ложные боги. 
Гиллулим (
Лев 26:30 и др.) - обрубки, истуканы, пни. 
Гевел или Авен (
Вт 32:21 и др. ) - тщета, пустота. 
Хшшаним (
2Пар 34:7) - быть может изображение Ваал-Хамона, бога солнца. 
Мифлецеф (
3Цар 15:13) - предмет страха, ужаса, страшилище. 
Шиккутц (
2Пар 15:7) - мерзость языческая. 
Семел (
2Пар 33:7, 15) - образ, символ, подобие. 
Терафим (
Зах 10:11) - изображения домашних богов, подобных 
пенатам у Римлян. Их почитали виновниками домашнего счастья и вопрошали как оракулов (
Суд 17:5, 
Иез 21:21 и др.).Кроме сих имеются еще и другие различные названия идолов на Еврейском языке. Главнейшими идолами или лжебогами в древности, как то видно из Свящ. Писания, были следующие: 
Адрамелех и 
Анамелех - боги Сепарвимские (
4Цар 17:31). 
Аши.ма - божество Емафян (
4Цар 17:30). 
Астарта - божество Сидонское (
Суд 2:13, 
3Цар 11:33). 
Ваал (
Суд 2:11-13). Дагон - бог Филистимский (
Суд 16:23). 
Веелъзевул (бог мух) - божество Аккаронское (
4Цар 1:2). Хамос - бог Моавитский (
3Цар 11:33). 
Диана или 
Артемида. чтимая особенно в Ефесе (
Деян 19:24-27). 
Молох или 
Милхо.и, лжебог или мерзость - божество Аммонитское (
Лев 18:21, 
3Цар 11:33). 
Юпитер и Меркурий, иначе 
Зевес и Ермий (
Деян 14:12). 
Нево (
пал Ваал, низвергся Нево Ис 46:1). 
Богиня неба (
Иер 46:17, 25). 
Ремфан - идол в виде звезды, как полагают, планеты 
Сатурна (
Деян 7:43). 
Римон (
4Цар 5:18). 
Фаммуз (Езек. 8:14) - божество Сиро-Финикийское, и многие другие.Древние покланялись обоготворенным людям. солнцу, луне и звездам, огню и воде, небу и земле. свету и тьме, животным и растениям. Плиний говорит, что в Египте боготворили даже лук и чеснок. Некоторым божествам покланялись во многих местах и городах, тогда как другие были местными божествами. Формы идолов были весьма различны, - одни из них были человеческого вида, как например Астарта, другие изображали собою четвероногих животных, птиц, пресмыкающихся и т.п. Колоссальные изображения идолов пользовались популярностью в Индии и Ассирии, как и доселе еще весьма популярны в Индии. Часто идол олицетворялся в виде бесформенного обрубка, пня или камня. На материал, из которого делались идолы, часто указывается в Библии. Золото, серебро, медь, дерево, камень, глина, все это употреблялось на выделку идолов. Вследствие распространения идолопоклонства, изделие идолов в некоторых странах считалось делом очень важным и прибыльным, хотя ничтожество и безумие оного прекрасно описывается во многих местах Свящ. Писания, как например 
Ис 40:19-20, 41:6,17, 44:9-20. Поклонение идолам было весьма распространенным делом в древнем мире. Свящ. Писание укоряет даже Фарру, отца Авраама и Нахора, в служении иным богам (
Нав 24:2). Из обстоятельств жизни Лавана и Рахили также видно, что идолопоклонство существовало некоторым образом также между родственниками Иакова (
Быт 31:19-35). Значительное число образцов и изображений этих идолов сохранилось до наших времен. Некоторые из них можно видеть в Английском и других музеях, а другие начертаны на памятниках древних народов. Многие из первенствующих христиан полагали, что в идолы вселялись диаволы и злые духи, - мнение, вероятно основанное на словах ап. Павла (
1Кор 10:20). Фактически известно, что поклонение злым духам в древности было довольно распространено, что конечно и доселе еще отчасти можно видеть в различных частях света.