Пару лет назад я посетил одну известную Баптистскую церковь на окраине Чикаго и просидел на "хорошей, старомодной, пылающей серой и огнём ада проповеди," как её обычно называли, представленной пастором той церкви. Я должен признать, что вряд ли кого из многочисленного собрания потянуло на сон в то утро.
Говорящий поражал внимание каждого своим ярким и детальным описанием грешников, хрустящих в пламени ада, вопивших в превосходящих описание муках. Действительно, это мучение невыносимо.
После относительного акцентирования на ужасах ада, его размышления переключились на предмет вечности - как долго она длится. Его яркие иллюстрации и ясный стиль изложения вбил в умы слушателей факт, что человек не может даже представить себе вечность. Она настолько далека от всего того, что мы испытываем здесь, на Планете Земля.
Внезапно он перебросил собравшихся назад к ужасу ада, который не только жжёт с невыносимой болью, но также совершает это не переставая - бесконечно, вечно, всегда. И смерть никогда не сможет вызволить грешника. Бессознательность не может освободить его. Ему некуда деться. Он безнадёжно попал в западню гнева мстительного Бога, который определил вечное наказание каждому мужчине, женщине и ребёнку, который не был рождён свыше и крещён.
Нет надобности говорить, что призыв к алтарю в то утро нашёл отклик в десятках душ, 28 из которых были тогда же и крещены.
Сидя в конце зала, во время крещения я только удивлялся: сколько из тех двадцати восьми, которые "были погребены в водах спасения", искали ежедневных, живых опытов со Христом, или же они только стремились получить билет от огня вечных мучений?
Не удивительно, напомнил я себе, что так многие становятся атеистами. Как человек может любить Бога, который мог планировать и совершать такое ужасающее дело? И продолжать его всегда? Без конца? Всю вечность?
Отвратительная Доктрина
"Идея, что добрый Бог мог бы послать людей гореть в аду, - совершенно отвратительна для меня. Это безумная месть, это плоды предрассудков! Я не хочу иметь ничего с таким Богом." Так заявил великий американец Лютер Бурбанк.
Верно, Писания ясно утверждают: "Моё отмщение, Я воздам, говорит Господь! (Римл. 12,19). Слово, приведённое здесь, происходит от греческого слова екдикесис, что значит "воздаяние" или "возмездие".
Отмщение, которое используется в Писаниях, не должно смешиваться с местью, со словом, означающим желание "свести счёты," "отплатить тем же человеку, за зло, которое он совершил другому" или "удовлетворить свою злобу, причинив другому боль." Месть ведет к злопамятству, кровной мести или вендете. Такие побуждения совершенно чужды природе Бога. Ведь Бог "не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Петр. 3,9).
Божье возмездие, много раз упоминаемое в Писаниях, является непреклонным выражением божественной справедливости. Оно исходит не из Его злобы, но из Его абсолютной чистоты. Грех и грешники не могут выдержать присутствия абсолютной святости так же, как тьма не может существовать при свете.
Божье возмездие, или гнев, приведут к полному уничтожению нечестивых, а не к их вечному мучению.
"От дуновения Божия погибают, и от духа гнева Его исчезают" (Иов. 4,9). "Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более" (Псал. 103,35). "Всем же отступникам и грешникам - погибель, и оставившие Господа истребятся" (Исаия 1,28). "А нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут" (Псал. 36,20; курсив автора).
Если нечестивые будут гореть вечно, как может Библия утверждать, что они будут уничтожены? Писания не могут противоречить сами себе. Значит, проблема - в нашем толковании или применении этих текстов.
Почему же, в таком случае, так много Христиан верит в ад, который горит вечно? Очень просто, потому что несколько мест в Писаниях, - если только рассматривать их в отрыве от многих других, - кажется учат, что пламя огня действительно вечно. Давайте рассмотрим три наиболее знаменитых места: (1) притча о богаче и Лазаре, (2) "огонь вечный" и (3) "огонь неугасимый."
1. Притча о богаче и Лазаре. Хотя многие используют это описание (Луки 16,19-31) для поддержки того, что нечестивые после смерти отправляются в Гадес, большинство читателей забывают, что этот текст - всего лишь притча, а не описание реальных событий.
Если бы это было учением о будущей жизни, тогда все праведники отправляются "на лоно Авраамово" после смерти (стих 22), а попавшие в ад будут всегда видимы тем, кто находится на небе (стих 26), и к тому же эти обе группы могут общаться и разговаривать через пропасть, разделяющую их (стих 24). Но практически все богословы отвергают подобные заявления.
В действительности, когда Христос пересказывал это описание, он обращался к фарисеям (см. стих 14). Используя один из хорошо известных им сюжетов (почти каждая деталь присутствует в книге еврейского историка Иосифа Флавия Проповедь Иосифа Грекам об Аде, стр. 637,638 в ПСС Иосифа Флавия, Kregel 1960, Michigan, которая была написана вскоре после времени Христа), Христос указывал, что только в этой жизни мы можем определить нашу будущую участь. Для человеческой расы не будет второй возможности.
Он использовал популярную фарисейскую историю, чтобы преподать важный урок фарисеям. Но детали этой истории настолько противоречат остальному учению Христа (см. Матф. 13,36-40), что никто не может обвинять Его в поддержке деталей самой притчи.
2. "Огонь вечный." Выражения "огонь вечный" (Иуды 7), "вечная погибель" (2 Фес. 1,9) и другие подобные фразы относятся не к продолжительности огня, который уничтожит нечестивых, но к типу огня и его эффекту (т.е. это уничтожение на веки, так что они уже никогда не увидят жизни).
Мы знаем это из самого примера, записанного в Иуды 7: "Как Содом и Гоморра... подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, - так точно будет и с сими..." (курсив автора). Горят ли сегодня Содом и Гоморра? Конечно же нет! Пётр утверждает, что эти два города Господь "превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам" (2 Петр. 2,6). Очевидно, в соответствии с Писаниями, вечный огонь не горит вечно, но его результат длится во всю вечность.
3. "Огонь неугасимый." Это выражение, встречающееся в Библии только дважды (Матф. 3,12; Луки 3,17), также указывает на тип огня, который Бог будет использовать для уничтожения нечестивых. Ни один не сможет спастись из него до тех пор, пока он не сожжет нечестивых (см. Матф. 3,12).
Слово Божье заявляет, что пламя этого огня настолько горячо, что оно расплавит элементы земли и уничтожит все дела человечества (2 Петр. 3,10-12. В англ. переводе фраза "стихии же, разгоревшись, разрушатся" дословно звучит: "и элементы растают от ужасной жары"; то же подразумевается и в стихе 12. - Прим. переводчика). Точно так же, как пламя, которое уничтожило древний Иерусалим, о котором Бог сказал: "и не погаснет" (Иерем. 17,27), также и огонь, который уничтожит нечестивых, не погаснет до тех пор, пока зе завершит своё разрушение (см. Иерем. 52,12-13; 2 Парал. 36,19).
Истинная Участь Нечестивых
Вопреки преобладающему сегодня популярному учению, тот огонь, который Бог изольёт на неверных в конце времени, полностью уничтожит всех нечестивых (Откр. 20,9). Это очистит землю от каждого следа греха, и даже сожжет все элементы земли (2 Петр. 3,10-12). И это откроет перед Богом возможность для сотворения нового неба и новой земли (2 Петр. 3,13; Откр. 21,1).
Заключением автора данной статьи является, что такой ад, каким его традиционно представляют, - есть учение дьявола, а не Бога. Потому что это противоположно тому, что Библия учит о Боге. Это против учения Писаний, если правильно их понять. Это несовместимо ни с одной причиной, которая может быть выставлена в защиту данного учения. И это всего лишь продолжение той первой лжи, которую сатана сказал Еве в Едемском саду: "И сказал змей жене: нет, не умрёте" (Бытие 3,4).
Величайшая ложь сатаны - что когда вы умираете, вы в действительности не умираете, но продолжаете жить вечно, то ли на небе, то ли в аду - была преподаваема с кафедр и амвонов церквей из века в век, на протяжении всех времён с тех пор, как время началось.
И на таком обширном основании этой одной только лжи религиозники воздвигли такие богословские установления, как чистилище, индульгенции, молитвы к умершим святым, общение с духами мёртвых (спиритизм) и вечные мучения для нечестивых в огне ада.
Теперь наступило время отбросить эту отвратительную доктрину и возложить наше доверие на учение Божьего Слова. Благодарение Богу, что Его план уничтожения греха во вселенной намного превосходит человеческие планы.