Первое послание христианам в Фессалонике было написано апостолом Павлом в городе Коринфе, как принято считать, в 50 или 51 г. по Р.Хр.
1. Заглавие. В наиболее ранних Греческих рукописях это послание было озаглавлено просто Pros Thessalonikeis А («к Фессалоникийцам 1»). Более широкое заглавие в Английской Библии перевода KJV (как и в Синодальной Библии). «Первое послание Павла к Фессалоникийцам» является результатом более поздней разработки.
2. Авторство. Послание согласно самого текста, послано от Павла, Силуана (Сила) и Тимофея гл. 1:1. Однако, это труд, прежде всего, Павла (см, гл. 3:1, 2, 6, 7; 5:27). Оно помещено среди посланий Павла в наиболее раннем списке НЗ книг, Мураторском каноне (170 г. по Р. Хр.}. Писатели ранней церкви, Ириней (около 130-202 г. по Р. Хр.), Климент Александрийский (умер 220 г. по Р. Хр.), и Тертуллиан (около 160-240 г. по Р. Хр.), рассматривали Павла, как автора послания. Личность и стиль Павла явно видны во всём послании. Его любовь к своим обращенным и бремя, которое он нёс об их духовном благополучии, проявлены повсюду. Делать ударение на великих духовных свойствах веры, любви и надежды является отличительным для Павла (ср. 1Kop. 13:13). Богословы настоящего времени, в общем согласны, что автором послания был Павел. Относительно даты написания послания (см. VI том, 102, 103 стр.).
3. Историческая обстановка. Фессалоника была значительным городом и столицей второй части Македонии (см. на Деян. 17:1). Она располагалась в изголовье залива Горячие Источники, ныне известного иод названием Салоникского Залива. Через Фессалоники проходила дорога, называемая Виа Игнатиа, которая связывала восток с Римом (военная дорога, проведенная в эпоху Римского господства с 148 г. до Р. Хр. из Дураццо в Византию). Сочетание благоприятного расположения и прекрасной гавани сделало Фессалонику местом очень оживленной торговли. Возможно, по этой причине там находилась большая Иудейская колония и синагога Деян. 17:1. Город, теперь называемый Салоники, является одним из наиболее важных торговых центров северной Греции. Вдобавок к этому, город интересен в археологическом значении, ибо триумфальные арки, встречающиеся на древней Римской дороге ViaEgnatia ещё стоят как памятники славы и силы древнего Рима.
Павел впервые соприкоснулся с Фессалоникой во время Второго Миссионерского Путешествия, непосредственно после своего ухода из Филипп Деян. 16:40; 17:1. Поскольку его метод евангелизации заключался в том, чтобы прежде всего проповедовать в значительно больших городах, и таким образом делать их центрами для распространения Евангелия среди окружающих городов [224] и селений, он и его спутники направили свой путь прямо в Фессалонику, не останавливаясь для проповеди в городах Амфиполе и Аполлонии (см. на Деян. 17:1). Зная, что он должен в Фессалониках достигнуть прежде всего Иудеев, Павел пришел в синагогу и три последующие субботы говорил своим соотечественникам о великих истинах Евангелия. Его не испугало жестокое обхождение с ним в Филиппах, и в силе Святого Духа он представил пророчества о Мессии из ВЗ, и их исполнение в Иисусе. Некоторые из его Иудейских слушателей уверовали Деян. 17:4. Великое множество «Еллинов, чтущих Бога» (см. на Деян. 17:4), приняли его весть. Среди верующих в Фессалонике было также немало «знатных женщин» Деян. 17:4.
Вероятно, миссионеры продолжали свою работу более, чем три отмеченных недели, ибо Павел подчеркивает о своём труде день и ночь, чтобы содержать себя во время проповеди к ним (см. 1Фес. 2:9), и в своём послании к Филиппийцам он ссылается на дары, которые они получили во время пребывания в Фессалонике (см на Флп. 4:16). Успешное служение Павла вскоре превратило зависть Иудеев в страшную ненависть, которая привела к спору и заставила Павла оставить город Деян. 17:5, 6. После трех первоначально проведенных суббот в синагоге, кажется, что Павел продолжил свою проповедь в доме Иасона Деян. 17:7. Его труд был особенно успешным среди Греков, посему церковь в Фессалонике состояла преимущественно из язычников (см. на 1Фес. 1:9; 4:5).
Самосуд толпы возбужденный Иудеями, привлек внимание Римских властей к проповеди Павла, но обвинение, что апостол был виновен в государственной измене, представляя учение о наступлении царства Христова, не было принято городскими начальниками. Что Павел и его спутники не были официально изгнаны из Фессалоники и лишены права возвратиться, становится очевидным из факта, что апостол почёл за необходимое объяснить церкви, почему он не возвратился гл. 2:17,18 и из факта, что Тимофей возвратился гл. 3:2. Однако христиане почитали за лучшее для Павла и его сотрудников временно оставить город. Евангелисты направили свой путь к Верии, городу, расположенному на некотором расстоянии на юго-запад. Здесь Павел снова проповедовал в синагоге и среди этих Иудеев, любящих Священное Писание, Павел имел гораздо больший успех. Известия о его новой деятельности вскоре достигли Иудеев из Фессалоники и побудили их к немедленному действию. Они поспешили в Верию и снова возбудили чернь против миссионеров Деян. 17:10-13. Друзья отослали Павла в Афины, но его спутники остались в Македонии. Апостол очень нуждался в их помощи в Афинах и ожидал их там Деян. 17:16. Кажется, что позже Тимофей присоединился к нему в Афинах и тогда Павел послал его в Фессалонику ободрить новообращенных и принести обратно весть об их положении (см. 1Фес, 3:1, 2, 6). Можно заключить, что Сила оставался в Македонии, ибо, когда Тимофей возвращался в Грецию, Сила сопровождал его и они оба встретились с Павлом в Коринфе, куда он прибыл после короткого пребывания в Афинах Деян. 8:1, 5.
На основании отчета Тимофея, апостол написал свое первое послание к Фессалоникийцам. Рукописи, простирающиеся вплоть до 5-го столетия, помещают в конце этого послания заметку, что оно было написано из Афин. Это предположение вероятно сделано на основании гл. 3:1, 2. Однако, из гл. 3:6 становится ясным, что 1 Фессалоникийцам не было написано до тех пор, пока Тимофей не возвратился из Македонии, а согласно [225] Деян. 18:1, 5, Павел тогда находился в Коринфе. Следовательно, наиболее верным будет заключение, что I Фессалоникийцам было написано там. Это послание обычно рассматривается как первое среди сохранившихся посланий Павла (см. VI том, 102 стр.), и, с возможным исключением послания Иакова, оно, вероятно, было первой написанной книгой Нового Завета. Относительно дискуссии о дате написания 1 Фессалоникийцам (см. VI том, 103 стр.).
4. Тема. Излучающий жар пылкой любви наполняет всё послание (ср. гл. 1:2-4; 2:7,8; 3:6, 7). Апостол особенно благодарен за отчет Тимофея о верности Фесссалоникийцев и их нежное уважение к нему. Он спешит похвалить их за их благородные качества веру, любовь и надежду. Он очень желает посетить их, ибо он не имел достаточно времени, пребывая с ними, чтобы наставить их вполне истинам Евангелия.
Тимофей, должно быть, представил также определенные проблемы. Некоторые в Фессалониках были огорчены о любящих, которые умерли после того, как получили Евангельскую весть, ужасаясь, что их возлюбленные не будут иметь участия в славном воскресении при пришествии Господа. Другие допускали крайности в отношении Второго пришествия, полагая, что они не должны работать, но ожидать пришествия Господа в праздном состоянии. Еще другие устремлялись обратно в мир и находились в опасности погибнуть в безнравственности. Другие уклонились в независимость, не желая признать должным образом определенных руководителей церкви. «Бесчинные», «малодушные» и «слабые», все нуждались в помощи гл. 5:14. Насколько это было возможным, апостол должен был поспешить дать личное наставление этим возлюбленным верующим. Неоднократно он пытался придти, но сатана воспрепятствовал ему гл. 2:18, и по этой причине он довольствовался лишь написанием к церкви послания.
Тема, согласно посланию - практическое благочестие в виду возвращения Христа. Славное пришествие Господа - наиболее выдающееся представленное здесь учение гл. 1:10; 2:19; 3:13; 4:13-18; 5:23. Другие упомянутые учения, суть смерть и воскресение Христа гл. 4:14, воскресение умерших праведников 13-16 ст., будущая награда и наказание гл. 4:17; 5:3, личное существование и активная деятельность сатаны гл. 2:18; учение об искуплении, включая избрание и освящение гл. 1:4; 4:3-7.
5. План.
I. Приветствие - 1:1.
II. Обозрение служения и взаимоотношений с Фессалоникийцами 1:2 по 3:13.
- A. Благодарность за верное свидетельство членов - 1:2-10.
1. Благодарность за их отчет - 1:2-4.
2. Обозрение их плодотворного принятия Евангелия -1:5-10.
- Б. Обозрение Павла о своём служении в Фессалониках - 2:1-16.
- B. Старание Павла снова посетить своих обращенных - 2:17-20.
- Г. Вместо себя Павел посылает Тимофея - 3:1-13.
1. Цель посещения Тимофея - 3:1-5.
2. Отчет Тимофея и его воздействие на Павла - 3:6-13.
- а. Отчет- 3:6.
- б. Павел радуется отчету - 3:7-9.
- в. Непрерывное желание Павла посетить церковь - 3:10, 11.
- г. Молитва Павла о своих обращенных - 3:12, 13.
III. Наставления и увещания - 4:1 по 5:23.
- A. Введение - 4:1, 2.
- Б. Истинное освящение тела - 4:3-8.
- B. Братская любовь Фессалоникийцев - 4:9,10а.
- Г. Увещания к спокойному трудолюбию - 4:10б - 12.
- Д. Смерть христианина и воскресение - 4:13-18.
1. Славная надежда воскресения - 4:13, 14.
2. Обстоятельства, при которых произойдет воскресение - 4:15, 16.
3. Праведники, живые и воскресшие восхищены - 4:17.
4. Итак, утешайте друг друга сими словами - 4:18.
- Е. Неопределенность времени пришествия Христа - 5:1-11.
1. Внезапное пришествие дня Господня - 5:1-3.
2. Верующие должны быть всегда готовы - 5:4-11.
- Ж. Заключительные увещания - 5:12-22.
1. Уважение служителей Господних - 5:12, 13.
2. Сохранение мира в церкви - 5:14. 15.
3. Поощрение радоваться, молиться и благодарить - 5:16-18.
4. Просьба относительно духовных даров - 5:19-22.
- 3. Заключительная молитва и просьба - 5:23-28.
1. Молитва о полном освящении - 5:23, 24.
2. Просьбы и приветы - 5:25-27.
3. Благословение - 5:28.