1.Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2. Не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами (посланного), будто уже наступает день Христов.
3.Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
4.Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
5. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
6.И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.
7. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, -
8.И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего,
9.Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
10 И со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,
12 Да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.
13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
14 К которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
17 Да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом. [269]
1. Молим вас. - Кажется, что в Фессалоникийской церкви распространились ошибочные идеи, относительно учения Павла, о близости пришествия Христа. Чтобы исправить эти ошибочные понятия, Павел написал второе послание. Он подошёл к решению этого вопроса с великим тактом, обращаясь к своим читателям не как к подчинённым, стоящим ниже, но как братьям и просил их выслушать наставление, которое он собирался передать. Он желал ободрить, а не лишить мужества малодушных.
о - Скорее, «относительно» или «ради пришествия».
пришествии - Греч, parousia (см. на Матф. 24:3), Доказательство Павла в 1-12 ст. вращается вокруг темы возвращения Христа.
нашем собрании - Одна из первостепенных целей возвращения Господа собрать вместе Своих избранных (см. на Матф, 24:31; Ин. 14:3), чтобы они могли «всегда быть с Господом» 1Фес. 4:17. Павел обратил внимание на панораму этого события, сосредотачивая мысли Фессалоникийцев на этой теме и придавая серьёзное значение их размышлению.
2. колебаться умом - Фессалоникийцы не должны были отходить от их опоры и якоря спасения определенного убеждения и «увлекаться всяким ветром учения» Ефес. 4:14. Христиане должны быть умственно стойкими.
смущаться - Греч, throeo, «кричать громко», «страшиться», следовательно, «беспокоиться», «смущаться». Здесь это слово ссылается на действие смятения или нервного возбуждения. Мысль о близости пришествия Господа держала Фессалоникийцев в состоянии постоянной тревоги и страха.
духа, - Здесь, несомненно, обозначен Дух пророчества (ср. на 1Кор. 7:40;12:10).
слова, - Т.е., устного учения.
послания. - Т.е., письменного сообщения.
как-бы нами посланного). - Эту фразу можно подразумевать, как применимую ко всем трём видам сообщения, в каких случаях оно могло снизойти от Павла. Многие толкователи полагают, что Павел здесь ссылается на некоторые сообщения, подделанные от его имени. Возможно, что Павел имел в виду ложные, поддельные послания, особенно в свете принятой предосторожности обозначать послание своей собственной рукой (см. на гл. 3:17). Другие верят, что если был такой случай, то он более убедительно разрешил бы вопрос, относящийся к сомнению. Они подчёркивают, как более вероятное, что некоторые подлинные выражения Павла в учении или в официальных обращениях или в написанном его первом послании были неправильно истолкованы (см. на 1Фес. 4:15,17; 2Фес. 2:1; ср. ДА 264).
наступает - Греч, enistemi, «стоять близко», «быть близким». Enestos переведено «настоящего» в Гал. 1:4. Из этого становится ясным, что относительно самого события не было неправильного понятия, но о Его близости. Павел подчеркнул в своём первом послании, согласно учений Самого Господа, что христиане должны быть живыми, в состоянии готовности к возвращению Господа Матф. 24:42, 44; Они должны были бодрствовать и быть готовыми, но они никогда не должны были быть настолько наполнены чувством непосредственности второго пришествия, каким оно предстало в безрассудном возбуждении лжеучителей.
День христов . - Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «день Господень». Относительно комментария на «день Господень» (см. на Деян. 2:20).
3. Да не обольстит вас никто - Апостол осознает, что опасность обмана действительна и серьезна (ср. Матф. 24:4). Методы ожидаемых обманов многоразличные и Павел не пытается ограничить их тремя указаниями в 2Фес. 2:2, но представляет словом «никак» (в других переводах «любыми средствами»). Враг церкви употребит знамения явные и очевидные чудеса, чтобы привести неосторожных к принятию великого обмана или лжи 9-11 ст. Следовательно, народ Божий должен остерегаться, чтобы его не сбили с истинного пути. Их вера должна утверждаться на ясных заявлениях слова Божия.
день тот не придет, - Эти слова являются веской поддержкой для завершения мысли. Это событие не придёт до тех пор, пока не явится антихрист и тогда будут собраны Христом Его собственные, о которых беспокоились Фессалоникийцы 1 ст.
отступление - Греч, he apostasia, «отпадать», «изменять», или «отступать». Apostasia встречается в НЗ только здесь и в Деян. 21:21. Артикль (he) подчеркивает ссылку на определенное отступление и подразумевает, что это «отпадение» нечто хорошо известное для читателей. Несомненно, сам Павел дал устное наставление Фессалоникийцам о приближении отступления. Обращаясь к руководителям Ефесской церкви, несколько лет спустя, он предсказал, что отступление должно произойти в церкви через [270] восставших людей «дабы увлечь учеников за собою» Деян. 20:30. Он предостерег Тимофея о подобных опасностях, присоединяя мысль, что наступит время, когда люди обратятся к басням, отвращая свой слух от истины 1Тим. 4:1-3; 2Тим. 4:3, 4. Петр и Иуда говорят пылкими словами о тех, которые оставили правильный путь 2Пет. 2:1, 12-22; Иуд. 4,10-13. Также и Иоанн свидетельствует о том, что в то время, когда он писал, появилось много антихристов 1Ин. 2:18. Сам Господь побуждал Своих последователей остерегаться ложных пророков Матф. 7:15; 24:24 и предсказал, что многие соблазнятся Матф. 24:10. При таком стечении обстоятельств, Павел не особенно точно определил форму отступления, но она может быть выведена из выше упомянутых мест Священного Писания. Однако, следующее, очень ясно: 1) Отступление - религиозный вопрос, духовное восстание, не имевшее первичной основной связи с политикой. 2) Отпадение должно произойти в будущем в сравнении с временем, когда писал Павел. 3) Отступление не должно лишь предшествовать второму пришествию 2Фес. 2:2, оно должно служить знамением близости возвращения Христа; следовательно, пришествие Господа не должно быть ожидаемо без предшествующего отступления. Пророчество относительно отпадения частично исполнилось во дни Павла и ещё более на протяжении темного средневековья, но его полное исполнение произойдет в период, непосредственно предшествующий возвращению Иисуса (ср.Дополнительное Примечание к Рим. 13 гл.).См.VI том, 64-67 стр.
откроется - Греч, apokalupto, «открывать», «снимать покрывало», «обнаруживать», «сделать известным» (ср. на Откр. 1:1). Подобный глагол повторяется в 2Фес. 2:6, 8, и употреблен в других местах НЗ для выражения сверхъестественных откровений (ср. Матф, 16:17; Лук. 10:22; и т.д.) и особенно явление Христа (ср. Лук. 17:13). Существительная форма apokalupsis «откровение» встречается в 1Пет. 1:7,13; 4:13; 1Кор, 1:7; 2Фес. 1:7, Это значение должно подчеркнуть что откровение (или обнаружение) «человека греха» может включать в себя сверхъестественные элементы и что его сфера действия может быть по характеру определённо религиозной. Что «человек греха» «откроется» подразумевает, что до определенного момента, прежде явления миру, он будет скрыт или будет укрывать свою обманчивую внешность и явится в своём истинном свете, или обманчивая внешность будет снята с него и истинная природа его станет известной жителям земли.
человек греха, - Т.е., человек, отличительная характеристика которого -грех. Важное текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «человек беззакония» (ср. на 8 ст., где буквально нужно понимать «беззаконник» как и в Синодальном переводе). Присутствие в оригинале определённого артикля подчеркивает, что Павел ссылается на врага, о котором он уже говорил Фессалоникийцам и он надеется, что они знают о ком он пишет. Также и то, что он применяет Греческое слово для «человек» (anthrdpos), ещё более подчёркивает определённую личность или власть. Относительно комментария на тождество этой личности или власти (см. на 4 ст.).
сын погибели, - Или, «сын уничтожения», то есть, сын, предназначенный к уничтожению. Это другой титул или описание «человека греха». В Священном Писании есть только еще одно место, где употреблено это имя. Оно применено Спасителем к Иуде (см. на Ин. 17:12), апостолу, однажды последователю и равному другим ученикам, но который позволил сатане настолько войти в своё сердце Ин. 13:2, 27, что он предал своего Господа Матф. 26:47-50.
4. Противящийся Греч, antikeimai, «быть враждебным к кому-либо», «противостоять», «противиться».
превозносящийся - Греч, huperairomai, «подниматься [самому] выше», «возвышаться [самому] над» чем-нибудь.
выше - Или, «против».
всего, называемого Богом- Это должным образом включает все виды божества как истинные, так и ложные и не ограниченные Богом христиан.
святынею. - Греч, sebasma, «предмет поклонения», «всё религиозно почитаемое». Слова Павла изображают высокомерную и надменную власть, которая противостояла всем соперникам в области религии и не разрешала конкуренту получить поклонение, которое она требовала для себя.
так-что - Эти слова служат указателем цели действий высокомерной власти.
как Бог, - Важное текстовое свидетельство (ср, 10 стр.) склонно к опущению этих слов. Это опущение не изменит в значительной степени значения этого места, [271] поскольку мысль подразумевается в последующих словах. Властная, повелевающая власть присвоила себе Божественное исключительное право со ссылкой на истинного Бога, а не просто языческие божества.
в - Буквально, «внутри» подчеркивая как вход этой власти в храм Божий, так и её пребывание там.
храме - Греч, naos, внутреннее святилище или место поклонения, святыня, в противоположность слову hieron, которое обозначает полное храмовое сооружение. Некоторые, на основании 1Кор. 3:16; 2Кор. 6:16; Ефес. 2:21, полагают, что слово «храм» здесь ссылка на церковь; другие, что Павел употребил выражение «храм» образно, чтобы представить центр религиозного поклонения. В месте, вероятно, посвященному для поклонения истинному Богу, беззаконник поставил требуемое поклонение самому себе.
выдавая себя - Греч, apodeiknumi, «указывать», «проявлять», «провозглашать». То, что он занял место во внутреннем святилище храма, открывает его требование сесть «как Бог», то есть, в самом деле «выдавать себя за Бога». Богохульство не может быть большим.
Для осведомлённых исследователей Библии признаки отождествления, перечисленных в 3, 4 ст. уже известны, поскольку они обнаруживаются и в других местах вдохновенного Слова. Сравнивая пророчества Даниила о богохульной власти, которая сменила языческий Рим (см. на Дан. 7:8, 19-26), которая в пророческом слове Иоанна изображена зверем, подобным барсу (см. на Откр. 13:1-18), открывает много сходств между тремя описаниями. Это приводит к заключению, что Даниил, Павел и Иоанн говорят об одной и той же власти, именно о папстве (ВБ 49-54, 356). Многие толкователи применяют термин антихрист, «тот, кто противостоит Христу» или «тот, кто занял место Христа» (ср. на 1Ин. 2:18), к власти здесь описанной. Относительно более пространного комментария на различные признаки отождествления смотрите на вышеупомянутые места в книгах Даниила и Откровения.
В более широком смысле власть, изображенная здесь, может быть отождествлена с сатаной, который страстно стремился «быть подобным Всевышнему» (см. на Ис. 14:14). «Сатана прилагает все усилия, чтобы выдать себя за Бога и уничтожить всех, противящихся его власти. И сегодня мир склоняется перед ним. Его власть принимают за власть Божью» (6СЦ14). «Решительность антихриста довести до конца восстание, которое он начал на небесах, побудит его непрерывно действовать в сынах противления» (9СЦ 230). «В этом веке антихрист проявит себя как истинный Христос, и тогда закон Божий будет сделан совершенно недействительным. ... Но истинным руководителем всего этого восстания является сатана, облеченный в вид ангела света. Люди будут обмануты, и будут превозносить его вместо Бога и обожествлять его» (СП 62). «Вскоре мы столкнёмся с последним великим обманом. Антихрист будет перед нашими глазами творить свои чудеса» (ВБ 593).
5. Не помните ли. - В своих двух посланиях к Фессалоникийцам апостол многократно обращается к своему прежнему устному наставлению (ср. 1Фес. 2:1, 9,11,13; 3:4; 4:1; 5:1, 2; 2Фес. 2:15; 3:10).
говорил вам - Скорее, «я воспользовался, чтобы сказать вам», как подчеркнуто в Греческом оригинале. Маловероятно, чтобы такой добросовестный учитель, как Павел, упустил наставить своих обращенных в таком важном вопросе. И тот факт, что он мог свободно напомнить своим читателям о своём прежнем учении, показывает, что его взгляды относительно пришествия Христа не подверглись изменению, и что он не ожидал преждевременного, немедленного явления Господа, В то же самое время его написанные слова были внимательно и с осторожностью составлены, возможно, с намерением избежать политической запутанности, полагая, что его послание могло попасть в руки противников.
6. И ныне вы знаете. - Павел снова напоминает своим читателям тему, с которой они, по крайней мере, частично осведомлены. Более поздние последующие исследователи его слов не имели преимущества знать полное содержание его устного наставления.
не допускает - Греч, katecho, «задерживать», «сдерживать», «удерживать». Фраза буквально обозначает «удерживающий факт», «сдерживающий факт» будучи среднего рода в Греческом подлиннике. В 7 ст. Павел употребил подобное выражение, но применил мужской род «удерживающий» или «тот,который удерживает».
Комментаторы осознают огромную трудность в истолковании 6-12 ст., и усматривают эти трудности в факте, что Павел говорит Фессалоникийцам о неизвестной, находящейся в тени, ранее сообщённой информации, которой мы теперь не обладаем. Таким образом, любое объяснение этого места Писания, которое выдвигает содержащиеся элементы [272] догадок, должно быть внимательно сравнено с контекстом вести послания Павла к Фессалоникийцам.
Некоторые полагают, что удерживающая сила, это Римская империя. Языческие гонители сдерживали наклонность церкви принять языческие обычаи и верования и таким образом сдерживали появление папства (ВБ 49). Вероятно, Павел не отождествляет здесь удерживающей силы из-за того, что он имел дело с затруднительным вопросом, который он не рисковал разъяснять более подробно, из-за боязни принести ещё большее преследование своим обращённым, если бы его послание попало в руки врагов.
Другие видят более широкое применение фразы. Они верят, что форма мужского рода «удерживавший» (см. выше) относится к Богу. В таком случае, «что не допускает» можно рассматривать как ссылку на обстоятельства устроенные и допущенные Богом (ср. на Дан. 4:17), задерживающие явление антихриста, как в его историческом аспекте, так и в его заключительном проявлении вплоть до пришествия (см. на 2Фес. 2:4). Относительно образа действий, посредством которых Бог сдерживает силы зла (см. на Откр. 7:1).
открыться ему - Хотя Павел не отождествляет точно слова «ему», контекст определяет, что он всё ещё говорит о «человеке греха» 3, 4 ст. Относительно комментария на слово «открыться» (см. на 3 ст.).
в свое время, - Или, «в свой срок», то есть, во время или срок, определенный Богом, но не во время, определенное самим «человеком греха». Антихрист появится тогда, когда наступит надлежащее время. Если применить это к историческому папству (см. на 4 ст.) тогда это необходимо понимать как ссылку на 1260-ти летний период господства этой власти (см. на Дан. 7:25; Откр. 12:6). Если принять более широкое применение (см. на 2Фес. 2:4) то это место Писания можно также рассматривать, как ссылку на время, когда сатана будет лично участвовать в заключительных событиях последних дней, лишь для того, чтобы его тщательно разработанный план мирового господства был раскрыт и его истинная природа стала очевидной (см. на 2Фес. 2:4; Откр. 17:16).
7. тайна беззакония - Греч, musterion tes anomias. Относительно значения musterion, как чего-то скрытого (см. на Рим, 11:25); относительно anomias «презрение и нарушение закона», «беззаконие» см. выше на «человек греха» 2Фес. 2:3. Название «тайна беззакония» ссылается на власть, характеризующуюся беззаконием, нарушением закона. Ссылка на закон является особенно важной в виду попытки изменить закон, о чём упомянуто в Дан. 7:25 (см. соответствующий комментарий). В конечном счёте это описание применимо к сатане, автору беззакония (СП 365), но диавол обычно маскирует свою личность, действуя через посредников. В последние дни он будет лично играть более непосредственную роль, достигая наивысшей точки своего обмана, лично подражая пришествию Христа (см. на 2Фес. 2:4, 9).
действии. - Греч, energed (см. на Флп. 2:13). Павел ссылается на уже проявляющееся действие. Отступление началось во дни Павла (см. на 2Фес. 2:3). В последующее время, эта форма отступления приняла вид папских притязаний, таким образом, исходя из современной исторической точки зрения, «тайна беззакония» может быть отождествлена с папской властью (ВБ 49-55). Следовательно, выражения «человек греха» и «тайна беззакония» можно рассматривать как представляющие одну и ту же отступницу, - папскую власть (ВБ 356); и позади всех человеческих проявлений беззакония стоит сам сатана, который в конце будет играть личную роль, в попытке пленить весь мир (см. на 4, 9 ст.).
только - Это слово вводит элемент, который разграничивает действие тайны беззакония.
удерживающий - Греч, katecho (см. на бет.). Большинство толкователей согласны, что Греческая конструкция предусматривает прибавление объяснительной фразы, такой как «будет удержан, чтобы дополнить мысль предложения». Некоторые полагают, что здесь Римская империя в роли удерживающего, как и в 6 ст.; другие, - что удерживающим является Сам Бог (см. на 6 ст.).
взят от среды - Те, которые придерживаются взгляда, что удерживающей силой является Римская империя (см. выше на «удерживающий») верят, что эта сила прекратит своё существование. Те, которые придерживаются точки зрения, что Бог является удерживающим, перефразировали вторую половину стиха следующим образом; «Удерживающий Бог, который сдерживает зло (ВБ 589, 614),будет продолжать сдерживать до тех пор, пока не «откроется» 8 ст. тайна беззакония и [273] «будет взят от среды удерживающий». Эти толкователи рассматривают эту фразу, как заверение верующему, что, несмотря на действие отступнической власти, она не будет продолжаться вечно. Воля Бога, в определённое Им время прекратит её деятельность (см. на Матф. 24:21, 22),
8. тогда - Те, которые придерживаются точки зрения, что «удерживающий», который «будет взят от среды» 7 ст., это Римская империя, понимают «тогда», как ссылку на время, когда папский Рим придёт в силу (см. на Дан. 7:8), Те, которые придерживаются взгляда, что «взят от среды» это есть антихрист (см. ниже на «беззаконник») верят, что «тогда» применимо к будущему времени, когда папство будет переживать краткий период возрождения (см. на Откр. 13:3), в течении которого его истинная природа обнаружится (см. на Откр. 17:16, 17), или, в более широком применении ко времени, когда сатана, главный антихрист, примет личное участие в делах последних дней только для того, чтобы испытать ложность своих требований относительно Божества, которые будут разоблачены (см. на 2Фес. 2:4).
Необходимо помнить, что апостол не пытается дать полную доктринальную схему событий последних дней, но пытается лишь предусмотреть Фессалоникийцам такую пророческую информацию, которая смогла бы сохранить их от обмана относительно времени возвращения Спасителя. Поэтому, мы не должны ожидать полной хронологии событий, которые предшествуют «дню Христову»
откроется - Греч, apokalupto (см. на 3 ст.). Применительно к папству это должно относиться к присвоению им власти после падения Римской империи. Ссылка также может относиться к будущему времени, когда папская власть будет возрождена (см. на Откр. 13:8), и на время, когда после этого краткого периода возрождения истинная природа этой системы будет раскрыта или обнаружена (см. на Откр. 17:16,17).
Применяя к сатане, открытие или раскрытие должно относиться к его попытке подражать пришествию Христа (см. на 9 ст.).
беззаконник, - Греч, ho anomos, буквально, «лишенный закона», следовательно, «нарушитель закона», «беззаконник». Ссылка на «человека греха» 3 ст., или «тайну беззакония» 7 ст. Согласно первой точки зрения «беззаконником» является папство (см. на 4 ст.; ср. ВБ 356, 579). Согласно второй точки зрения «беззаконник» не только папство, но более значительно, сам сатана, наивысший антихрист, поскольку он будет выдавать себя за Христа, как раз перед концом времени (см. на 4, 9 ст.).
Господь - Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено, между этим чтением «Господь Иисус», и чтением, согласующимся с контекстом, который говорит о славном возвращении Христа.
убьет - Греч, analisko, «израсходовать», «истощать», «уничтожать». Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено между analisko и чтением anaireo, «удалять», «упразднять», «устранять с пути», «убивать». См. ниже на «истребит».
духом уст Своих - Т.е., дыханием уст Своих (ср. на Лук. 8:55; Откр. 19:15). Возможно, здесь имеется намёк на сказанное в Ис. 21:4.
истребит - Греч, katarged, «сделать пустым», следовательно «сделать несуществующим и недействительным» (см. на Рим. 3:3). Это последнее значение очень хорошо подходит к описанию судьбы которая ожидает папство или более существенно сатану при Втором пришествии Христа (ср. на Откр. 20:1-6). Папство прекратит своё существование и старательно составленный план сатаны разрушится.
Слова этого стиха иногда употреблялись для описания истребления нечестивых при Втором пришествии Христа. Верно, что живущие в то время нечестивые будут внезапно убиты, но Павел здесь имеет дело с судьбой «исключительно беззаконника», а не с нечестивыми вообще.
явлением - Греч, epiphaneia, «явление», «появление» слово, которое часто употребляется в классическом Греческом языке для описания великолепного явления языческих богов. В НЗ оно употребляется исключительно для выражения славного пришествия Господа Иисуса, как первого 2Тим. 1:10, так и второго 2Тим. 6:14; 2Тим. 4:1, 8; Тит. 2:13.
пришествия - Греч, parousia, слово обычно употребляемое для Второго пришествия Христа (ср. на 2Фес. 2:1; см. на Матф. 24:3),
9. Того,которого - Ссылка на «беззаконника» 8 ст.
пришествие. - Греч, parousia, такое же слово употреблено для пришествия Христа (см. на 8 ст.). По [274] причине: 1) Почти технического термина parousia, 2) многократного употребления термина для изображения Второго пришествия Христа; и 3) сопоставления parousia с подобным словом в 8 ст., многие придерживаются мнения, что апостол ссылается на поддельное подражание сатаной личного, славного пришествия нашего Господа. Относительно факта, что сатана будет иметь parousia пришествие (см. ВБ 593, 624, 625; 5СЦ 698; 8СЦ 27, 28). Мы можем быть благодарны, что Слово Божие предусмотрело ясное описание пришествия Христа так, что верующие не должны быть обмануты. Сам Господь «сойдет с неба» 1Фес. 4:16 «с облаками» Откр. 1:7, «придет таким же образом» как ученики видели Его «восходящим на небо» Деян. 1:11, и Его пришествие будет «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада» Матф. 24:27, следовательно, «узрит Его всякое око» Откр. 1:7. Для сатаны не будет возможности точно и вполне подделать такое пришествие parousia (см. ВБ 625). Собственный народ Божий посредством тщательного изучения Священного Писания и напоминания пророческих подробностей о подлинности Второго пришествия, будет в состоянии избежать обмана диавола (см. на Матф. 24:24).
по - Греч, kata, «согласно», «в соответствии с» (ср. 8СЦ226)
действию сатаны, - Т.е., согласно сатанинских методов действия:
силою ... знамениями ... чудесами ложными, - Слово «ложными», буквально, «с ложью», применимо также к «силою» и «знамениями». Такие же слова: «силою», «знамениями» и «чудесами» употреблены в отношении чудес Иисуса (см. V том, 208 стр.). Но чудесные дела Господа были истинными и являлись признаками, удостоверяющими Его Божественную природу (см. Ин. 10:25, 37, 38). Чудеса, включая в себя творческие действия, конечно, не под силу сатане. Однако отмечено, что сатана имеет силу связывать людей телесными немощами (см. Лук, 13:16}. Очевидно, в таком случае, он имеет силу освобождать их, когда это соответствует его намерениям. Чудесные действия кажущегося исцеления, по виду тождественны в соответствии с совершаемыми Христом, будут совершаться сатаной и его агентами (ВБ 588, 589, 593; СП 365; 5СЦ 698; 9СЦ 16). Удивительные действия и спиритические проявления сверхъестественной силы будут проявлены в заключительной попытке сатаны обмануть мир.
10. всяким неправедным обольщением - Т.е., всякий обман, который исходит от неправедности. Это последующие отождествления природы обманщика через разоблачение его намерений (обмануть) и происхождения (от неправедности).
погибающих - Буквально, «к [или, «для»] погибающих». Подобная Греческая фраза встречается в 2Кор. 2:15; 4:3. Сатана имеет успех в обмане не искупленных. Избранные не будут обмануты (ср. Матф. 24:23-27).
приняли - Греч, dechomai, «принять с благосклонностью», «радушно принимать» (см. на 2Кор. 6:1). Павел точно указывает на причину, почему неверующие будут обмануты. Им предоставлялся благоприятный случай возлюбить истину, но они с презрением отвергли это преимущество.
любви_истины - Не возрожденный духовно не только отвергает истину, но даже не питает любви к истине, то есть, он ненавидит истину. Эта позиция не касается правды вообще, но «истины», исключительной, великой истины, которая исходит от Бога, которая воплощена во Христе Иисусе. Заключительное осуждение грешников будет основано на их отвержении Иисуса, Который является «истиной» Ин. 14:6. Их отказ заботливо растить и лелеять любовь ко всему, что является истинным, сделало их восприимчивыми к влиянию всякого обмана, совершаемого посредством бесчисленных интриг беззаконника.
для своего спасения. - В такой же мере, как отвержение истины, которая заключается во Христе Иисусе, влечет за собой смерть, так её принятие приносит жизнь в вечном спасении.
11. И_за_сие - Или, «в вследствие этого», то есть, вследствие отказа неверующих любить и верить истине. Все, что следует далее, является результатом их закоснелого, ожесточенного отношения.
пошлет им Бог - Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению, «Бог посылает», то есть, в то же самое время, когда один «беззаконник» наводняет мир своими обманами 8-10 ст. В заключительном периоде мировой истории, здесь предсказанной, невозрождённые определённо изберут ложь, предпочитая ее истине и окажутся вне искупления. Поэтому Бог предоставил их избранному ими курсу (см. на Рим. 1:18, 24). В Священном Писании часто говорится о Боге, как сделавшем то, чему Он не препятствовал (см. на 1Цар. 16:14; 2Пар. 18:18).
действие заблуждения, - Ср. на 9 ст., то есть, действие которое [275] ведёт к конечному заблуждению, итог которого неотвратимое осуждение.
лжи - Скорее, «определенной лжи», то есть, завершающему обману, когда сатана будет выдавать себя за Христа. Не может быть худшей лжи как эта, когда автор греха примет вид Христа, Источника истины. Те, которые будут введены в заблуждение, помышляя о сатане как об Иисусе, будут вне искупления.
12. осуждены - Греч, krino, «судить». Результат такого решения суда подразумевается из контекста, а не из слова krino (см. на Рим. 2:2).
не веровавшие истине. - Отрицательное определение тех, о которых в 11 ст. сказано буквально, что они верили «лжи», в то время как в 10 ст. о них сказано, что они не приняли любви истины.
но возлюбившие - Т.е., они обрели свою любовь в неправде и беззаконии. Это вдохновенный анализ умонастроения погибших: они предпочитали грех -праведности, получали удовольствие, поступая несправедливо.
13. должны благодарить - Сравните на гл. 1:3. Здесь имеет место переход. Завершив своё рассуждение о «человеке греха» и об одном «беззаконнике» 1-12 ст., апостол размышляет о прекрасных условиях Бога, представленных в Евангелии, так что никто не имеет возможности быть обманутым или погибшим. Он также ободряет своих читателей после представления мрачной картины в 1-12 ст.
возлюбленные Господом - Сравните на 1Фес. 1:4, где обращённые изображены буквально как «возлюбленные Богом».
от начала, - Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) может также цитироваться чтением, «первые плоды», «первые обращённые» (RSV, примечания на полях), но перевод KJV предпочитает значение «от вечности» (ср. 1Ин. 1:1; 2:13). Павел напомнил своим читателям, что Бог избрал их «от начала». Это аналогично мысли, выраженной в других посланиях Ефес. 1:4; 2Тим. 1:9. Сравните на 1Пет. 1:20; Ефес. 3:11; Откр. 13:8; ср. ЖВ 22.
чрез освящение Духа - Или, «в освящении духа». Однако признано, что всякое истинное освящение есть дело Святого Духа (ср. на 1Пет. 1:2). Такое освящение совместно с «верой истине», является средством, благодаря которому спасение становится действенным в жизни верующего.
веру истине - Это стоит в резкой противоположности верить «лжи» 11 ст., которая следует результатом падения жертвы обманов антихриста.
избрал вас - Сравните на Ефес. 1:4; Кол. 3:12; 1Фес. 1:4; 5:9. Что это
избрание не является произвольным со стороны Бога, представлено последующими определёнными словами. Избрание зависит от освящения избранных.
14. к которому и призвал вас - Это выражение ясно показывает, что предшествующий стих не учит предопределению некоторых ко спасению, а других к осуждению (см. на 1Фес. 1:4). Поскольку Бог имел цель спасти людей независимо от расы, Он вдохновил Павла пылающим желанием и решением проповедовать Евангелие язычникам. Призыв принесения благой вести спасения чрез Иисуса Христа, был широко провозглашён. Его принятие или отвержение зависело от личности. Те, которые уверовали и приняли призыв, были преобразованы Святым Духом. См. на Рим. 8:28-30.
благовествованием нашим. - См. на 1Фес. 1:5.
достижения славы - Это цель Евангелия, чтобы принявшие его могли участвовать в славе Христа (ср. 1Фес. 5:9). Эта «слава» может ссылаться на красоту характера Христова, в которой могут участвовать все искупленные (см. на 1Ин. 3:2), и на славу вечного Царства Христа (см. на Ин. 1:14; Рим. 8:17, 30),
15. Итак, братия. - Фессалоникийцы лишились мужества чрез неправильное понимание учений относительно близости возвращения Христа. Наставления Павла специально предназначались для того, чтобы ободрить их. Относительно многократного употребления апостолом слова «братья» (см. на 1Фес. 1:4).
стойте - Греч, steko (см. на Флп. 1:27). Правильное понимание «блаженного упования» является великим побуждением к стойкости характера (см. на Тит. 2:12, 13). Неправильное понимание ведет к заблуждению и возможно к фанатизму (см. на 2Фес. 2:2).
держите - Греч, footed, «держать твердо», «сохранять внимательно» (ср. Марк 7:8; Евр. 4:14; Откр. 3:11).
предания. - Греч, paradoseis (см. на Марк [276] 7:3). Это слово представляет рассказ, передаваемый другому или унаследованный в виде учения или доктрины. Выдающаяся идея этого слова исключительно авторитетное, ранее упомянутое утверждение этого учителя; посему здесь ссылка на вдохновенные вести, полученные Павлом и его спутниками и верно переданные Фессалоникийцам.
словом, или посланием нашим. - Прилагательное «нашим» в такой же мере применимо к «словом» как и к «посланием». Сравните на 2 ст. Посредством этих фраз, Павел охватывает все источники принятия учения. Его фразеология также ставит эти два вида наставления на одинаковом основании, что касается вдохновения.
16. Сам же Господь наш Иисус Христос - Обыкновенная привычка Павла упоминать Отца первым в приветствии и в молитве (ср. 1Фес. 1:1; 3:11;2Фес. 1:1,2,11,12); но здесь он первым упоминает Сына (ср. 2Кор. 13:14; Гал. 1:1). Такая последовательность произошла, вероятно, из-за предыдущей ссылки апостола 2Фес. 2:14 на «славу нашего Господа Иисуса». Это предположение поддерживается Греческой конструкцией, в которой слово «Сам» поставлено первым и посему занимает подчеркнутое, выделенное место в предложении.
возлюбивший нас - Глагол единственного числа, который можно рассматривать как относящийся как к Сыну, так и к Отцу. Близкая связь удостоверяет понятие Павла о равенстве Божественности Сына с Отцом. Форма глагола в Греческом языке показывает, что автор имел в мыслях определенное историческое событие. Он ссылается на единственный в своём роде, исключительный акт любви Божией в отдаче Своего Сына в жертву за наши грехи и самоотверженное действие нашего Спасителя в отдаче Самого Себя Ин. 3:16; Тит. 2:14. Апостол не в состоянии цитировать ещё большего доказательства, чем крест, как наивысшее проявление любви Божией и надёжное основание для утешения и надежды.
утешение вечное - Греч, paraklesis aionion. Относительно paraklesis (см. на Деян. 9:3); относительно aionion (см. на Матф. 25:41). Утешение или поддержка, источник которой в Отце и Сыне, не является преходящим, как это часто случается с земным утешением, но простирается в вечность. Этот дар очень хорошо послужил для утешения малодушных среди Фессалоникийцев, и дал им возможность противостать любому беспокоящему учению относительно возвращения Христа 1Фес. 5:11, 14; 2Фес. 2:2. Малодушные не были презрены, но ободрены (см. Рим. 14:1; Евр. 12:12).
надежду благую во благодати, - Надежда (искупления при пришествии Христа) является «доброй» или благой в смысле истинности, и поэтому надёжной в противоположность ложным надеждам, вызванным ошибочными учениями о непосредственности возвращения Спасителя. Она законно названа «блаженным упованием» Тит. 2:13. Подобно всем дарам Божиим к человечеству, она дарована свободно в согласии с изобилующей благодатью неба (ср. на Ефес. 2:5, 8).
17. утешит - Греч, parakaleo (см. на Матф. 5:4). Глагол употреблен в единственном числе, как и переведённый «утвердит». Утешение и утверждение исходит как от Отца, так и от Сына (см. на 2Фес. 2:16).
вас - Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению этого слова, полагая, что глагол «утвердит» относится и к выражению «ваши сердца». Только Божественная сила в состоянии истинно утвердить сердце, и по сей причине, Павел молился, чтобы Христос и Бог совершили это для Фессалоникийцев.
всяком слове и деле благом. - Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к перестановке слов в следующем порядке чтения: «Всяком благом деле и слове». Два существительных «дело» и «слово» представляют сферу, в которой Бог утешает и утверждает сердца верующих. Уверенное сердце подскажет совершение приемлемых, желанных дел и слов.
Комментарий Е. Г. Уайт к 2 главе 2Фессалоникийцам.
3.ДА 265.
3,4.ВБ 50, 356, 443, 446, 453,456; 9СЦ 230.
4.ВБ49.571; ОЖУ96; ИС 326, 382; 1СЦ76.
4.ВБ53; НПХ126; ИСЗЗО; 6СЦ 14.
5,7.ДА 266.
7.ДА 587; ВБ 49, 54, 384; ИС 326, 330; 5СЦ712; 7СЦ 166.
7,8.ВБ 356.
7-12.8СЦ 226.
8.ЖВ 108; ВБ 37, 321, 579, 657; 2СЦ 173.
8-12.1СЦ 290.
9.РП 91, 261, 262, 265,266; ВБх; ПП 686; 1СЦ 302.
9,10.НУХ414; ВБ553; ПЦ 717; 1СЦ291; 2СЦ 172; 5СЦ 746;8СЦ49. [277]
9-11.ВБ 389, 444.
9-12.ДА 266.
10.ХС 158; ОХВ88; ВБ 560; ВМ 59; 1СЦ 294, 299; ЗСЦ 407;4СЦ 557, 576, 594; 5СЦ 102, 366, 429; 7СЦ 113; 8СЦ 28, 49,162; 9СЦ62.
10,11.ВБ559; ПП55; СП 397; СП 365; 1СЦ73, 300, 301; 6СЦ401;8СЦ 298.
10-12.ВБ 431, 523; 8СЦ249.
11,12.РП 44, 45, 88; 2СЦ 173; 4СЦ 595; 5СЦ 144.
12.ВБ390; 2СЦ455,470.
13.РУУ22; ОХВ189.
13-17.8СЦ 226.
14.ЖВ341.
15-17.ДА 267.