Отвечает: Василий Юнак
3.776 Haupt (Haupt@???.ru) пишет: «Мир вам! Интересуюсь вашими исследованиями. Хотелось бы узнать ваше мнение относительно следующего вопроса: в Ветхом Завете Господь усмотрел, с помощью жертв животных, прощение, практически, любого греха (помимо этого, в случае непреднамеренного убийства, обвиняемый должен был укрыться в городе-убежище, и находиться там до смерти первосвященника). Однако, существовала категория грехов, которая классифицировалась как осквернение святилища, прощения, в случае их совершения, не было - виновного побивали камнями... Существует ли нечто подобное в Новом Завете? Если нет,( а я думаю, что нет), то почему? Неужели для людей разных Заветов существовали разные возможности для спасения? Думаю, вы поняли суть и направление вопроса... Заранее благодарю за БИБЛЕЙСКИЙ ответ!»
Действительно, Господь прощал самые тяжелые грехи, но далеко не всегда преступник
имел возможность остаться невиновным. Города-убежища служили для укрытия не
от правосудия, а от кровной мести, первое упоминание о которой мы находим
уже в самом начале книги Бытие: «И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла!
послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа
в язву мне и отрока в рану мне» (Быт.4:23) В городах-убежищах не мог укрыться
человек, совершивший убийство преднамеренное – он непременно должен был быть
предан смерти.
Но, как вы правильно заметили, некоторые преступления воспринимались как особо
кощунственные и совершивший их считался проклятым Богом. К их числу иудеи
отнесли и Иисуса Христа:
«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано:
проклят всяк, висящий на древе» (Гал.3:13)
Именно поэтому, толпа, собравшаяся у креста, так яростно хулила злословила Иисуса - считая Его проклятым Богом, они как бы выражали свое согласие с этим. (Мар.15:29, Лук.23:35-39, Матф.27:39) По этой же причине тела распятых не должны были остаться на крестах ночью, согласно закону из Втор 21:22.
Однако распятый рядом с Иисусом разбойник, уверовавший в Него, спасен и это ветхозаветное проклятие не с играло никакой роли. Но значит ли это, что в Новом Завете нет непростительных грехов? Трудно сказать.
Есть один текст, где говориться о таком грехе:
«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Матф.12:31)
Иероним высказал идею, что эти слова относятся к диаволу, а не к людям, считая, что данные слова Иисуса нужно рассматривать в контексте Его объяснения разницы между действиями силой веельзевула и силой Духа Божьего. Это мнение весьма интересно, но мне оно кажется слабо обоснованным.
Далее Иисус уточняет:
«если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет
на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» (Матф.12:
32)
Эти слова можно толковать так: если человек не может видеть в сыне плотника
Бога и считает Иисуса простым человеком, будучи не в состоянии вместить эту
истину – то, хотя он и виноват, но эта духовная немощь не принципиальна. Но
если же человек видел дела Духа Святого, творимые Иисусом, и отверг Христа
из греховного упрямства, приписав все содействию князя бесовского, то прощения
он не получит – прощать его, помимо Христа, будет некому. Собственно говоря,
это и является хулой на Духа.