Отвечает: Виталий Колесник
Наташа спрашивает: "Скажите, пожалуйста, как правильно относиться к конкуренции между людьми, например, при продвижении на службе, или в предпринимательстве? Как правильно конкурировать? Плохо ли само желание быть первым, больше зарабатывать, занять руководящую должность?"Здравствуйте, Наташа!
Само слово "конкуренция" уже подразумевает некое столкновение, борьбу, соперничество в определенной области. Если посмотреть историю сотворения земли, растений, животных, человека, то можно заметить, что в отличие от языческих мифов, Бог Творец не воевал со своим творением, Он все делал с любовью, и уже только после грехопадения началось противостояние. Например, Бог не задумывал, чтобы мужчина и женщина воевали друг с другом, в Его планах было, чтобы они заботились друг о друге, дополняли один другого. Грехопадение все это исказило.
Грех исказил отношения на всех уровнях общения. Однажды, когда ученики Христа выясняли кто из них должен почитаться большим, "Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий" (Лк. 22:25,26). Это хороший принцип того, как "конкурировать" по христиански, если можно так сказать. Нет ничего плохого в том, чтобы достигать новых высот, Писание призывает нас совершенствовать свои навыки. Апостол Павел пишет: "Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать... Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший" (1Кор. 14:1, 12:31).
Нет ничего плохого в том, чтобы больше зарабатывать, занять руководящую должность, быть первым. Однако, какие мотивы нами движут при этом? Мы хотим быть первым, чтобы получить больше привилегий, или чтобы больше других послужить Богу и ближним? И вопрос еще, какими способами, средствами мы достигаем первенства: теми, которые дает нам Бог, или теми, которые предлагает нам сатана? Ведь однажды, искуситель тоже предложил Христу стать первым без страданий: "Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне" (Мф. 4:8,9), однако, как всегда, с маленькой, но очень важной оговоркой "если, пав, поклонишься мне", и мы знаем, что Иисус не согласился на такие условия.
Пусть Господь даст Вам мудрость в понимании этого вопроса.
С уважением,
Виталий