Отвечает: Виктор Белоусов
Керигма Иисуса эсхатологична. По мнению христиан апостольского века, Иисус должен был явиться вновь еще при их жизни. Им просто не нужен был культ с перспективой на долгие века. А для поклонения вполне подходил еще не разрушенный Храм - там христиане поклонялись Богу и приносили жертвы (Деян.21:20 и дальше).
Необходимо не просто разобраться что иконопочитание - это плохо (или хорошо), сколько мы нуждаемся в объяснении, что почитания икон не было ни в ветхозаветные времена, ни в во времена ранней церкви.
А тем более, исторический Иисус был бесконечно далек от того, чтобы учить чему-то подобному.
Необходимо различать допасхальную и послепасхальную керигму.
Первая принадлежит непосредственно Иисусу, вторая - тем, кто проповедовал о Нем после Воскресения.
Они имеют принципиальные отличия – Иисус проповедовал о Царстве Божьем, где Он является Царем, Его последователи – о Нем Самом, воскресшем из мертвых.
После Пасхи акцент сменился – если Иисус говорил о исполнении чаяний иудеев – наступлении Царства YHWH, то Апостолы говорили о Царстве уже несколько в ином ключе.
Иисус своим воскресением начал новую эру в истории человечества, открыв путь к избавлению от власти греха и тлена. В этом допасхальная и послепасхальная проповедь во многом сходны по смыслу, если рассматривать их в самом общем виде.
Основной темой проповедей Христа было Царство Божие (или Царство Небесное). Эту тему Иисус принял от Иоанна Крестителя (Матф.3:2 и Матф.4:17, Мк 1:15). О нем Иисус говорит в Нагорной проповеди – вспомните заповеди блаженства (Матф.5:3 и далее), учение о праведности, превосходящей праведность фарисеев и книжников (Матф.5:20) и Молитву Господню (Матф.6:10). Саму деятельность Иисуса (керигму, ни как содержание проповеди, а как акт) можно охарактеризовать как возвещение "Евангелия Царствия" (Мф 4:23, 9:35), "благовествования Царствия Божия" (Лк 4:43, 8:1, 16:16).
Наступление Царства должно произойти уже при жизни современников Иисуса. Оно уже наступает:
"Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет." (Мар.13:30)
"Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий" (Матф.25:13)
"В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я" (Иоан.14:2,3)
Но Иисус обещает, что текущее состояние будет длиться недолго: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.» (Иоан.14:18,19)
Поэтому ученики Иисуса думали, что Пришествие состоится еще при их жизни.
Пока же Иисус не пришел, христиане приезжали для поклонения в Иерусалимский Храм:
«Павел же, когда правитель дал ему знак говорить, отвечал: зная, что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать мое дело. Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения…» (Деян.24:10,11)
Естественно, иудейские христиане ни так уж и многим отличались от последователей нормативного иудаизма. Во всяком случае, последователями новой мировой религии они себя не осознавали и сохраняли практически все практики иудаизма:
"Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям. Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на [жертву] за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда." (Деян.21:20-25)
Могло ли в такой ситуации существовать почитание икон? Если христианин приносил жертву Яхве по обету, то можно ли представить, что он затем совершал акт поклонения перед поклонным изображением?
Время шло, а Христос не возвращался. Люди устали ждать. Эсхатологический накал (ожидания Второго Пришествия) отошел на второй план. Когда же христианская церковь стала государственной, у неё появились вполне определенные политические интересы для реализации которых были необходимы более прагматичные культовые практики.
Одной из таких практик стало почитание икон. Иконопочитание представляет собой вполне завершенную форму отношений с объектом культа. Поклоняться иконе возможно в любое время и любую эпоху - не нужно никого невидимого ждать...
Вот в чем состоят отличия христианства тогда и христианства сегодня.
Благословений,
Виктор