Отвечает: Максим Балаклицкий
Андрей!По поводу состояния мертвых см. эту категорию.
Вы пишете: "По Слову Божьему, каждый человек имеет тело, душу и дух, которые сосуществуют в нем отдельно друг от друга. После смерти тело умирает, дух же и душа не прекращают своего существования, а просто покидают телесную оболочку".
Как это "сосуществуют в нем отдельно друг от друга"? В нём или отдельно? И что значит В нём? Если все эти компоненты отнять у человека, что останется? Человек не имеет тело, он ЕСТЬ тело.
Откуда Вы взяли, что тело, душа и дух существуют отдельно? Мы видим, что душевное страдание или греховная зависимость могут привести к физическому недомоганию:
2Цар.13:2 И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, сестры своей; ибо она была девица, и Амнону казалось трудным что-нибудь сделать с нею.
Так описывается похотливое влечение Амнона к своей сестре.
С другой стороны, вера человека может позволить или не позволить Богу исцелить его тело:
Мк. 6:4 Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. 5 И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил [их]. 6 И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.
Дух и душа человека часто описываются как имеющие похожие функции и потребности. Часто и дух, и душа обозначаются словом "сердце":
Матф.26:38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
1Цар.1:15 И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я - жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом;
Прит.15:13 Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.
Как я понимаю, Библия описывает человека именно как единство этих составляющих:
1Фесс.5:23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
В этой целостности человек отражает триединство Бога. Ни о каком автономном существовании этих частей человека я не читаю. Человек возникает, когда дух (Божья энергия жизни) наполняет тело, и начинает жить мозг, влючается сознание, личность оживает:
Быт. 2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного (ТЕЛО), и вдунул в лице его дыхание жизни (ЭНЕРГИЮ), и стал человек душею живою (Т.Е. НАЧАЛ ЖИТЬ).
А вот обратный процесс:
Еккл. 12:7 И возвратится прах в землю, чем он и был (ТЕЛО); а дух (ЭНЕРГИЯ) возвратился к Богу, Который дал его.
А где же душа? Она (сознание) перестает существовать, потому что мозг не вырабатывает электрические импульсы. Мертво тело - душа (сознание) исчезает, перестает существовать. Как может душа жить отдельно без тела? Писание четко говорит, что это невозможно.
Рассмотрим данный текст:
Мф. 10:28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
С убийством тела всё ясно. Что значит убить душу? И почему здесь эти акты разделены?
Бог сказал Адаму:
Быт. 2:16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
После нарушения этой заповеди Адам прожил 930 лет. Значит, Бог не сдержал Своего обещания? Сдержал: Адам в тот же день умер духовно, стал смертным существом (1Кор.15:22), а телесно - через тысячу лет.
Именно из-за духовной смерти Дьявола Бог еще 2500 лет назад велел пророку воспеть траурный гимн по поводу его кончины (Иез. 28). И мы знаем, что духовная смерть Дьявола приведет его и к физической смерти (Иез. 28:8-10, 18-19, Откр. 20).
Что же хочет сказать Христос в этом тексте?
Люди могут враждовать против нас и причинить нам зло вплоть до физической смерти (Евр. 11:35-37). Но верующий во Христа, если и умрет, оживет (Ин. 11:25) - ВОСКРЕСНЕТ при Пришествии Христа (Иоан.5:28).
А вот для неверующих страшны и физическая, и духовная смерти, потому они уничтожат их без остатка. Таким образом, больше физической смерти нам следует бояться разгневать Бога, противиться Ему, нарушать Его волю. Это, по моему мнению, является мыслью Христа в Мф. 10:28.
Призыв верующих к бесстрашию - лейтмотив всей этой главы (Мф. 10, стихи 1, 8, 14-15, 19-20, 22-26, 28, 31-33, 39).
С уважением,
Максим