Гравюра "Строительство расстроилось..."
Многие знают историю, часто преподносимую как миф, о разрушении Вавилонской башни. В миру её обычно рассказывают примерно так: "Люди возгордились и задумали построить в Вавилоне гигантскую башню высотой до самых небес. Долго строили ее, используя труд рабов многих наций. Боги испугались, что их могущество будет нарушено и задумали помешать строительству этой башни. Для этого они сделали так, что люди разных наций стали говорить на разных языках. Из-за этого на стройке возникла неразбериха, строители перестали понимать друг-друга и башня разрушилась, так и не достигнув небес."
В этом мифе отражается и существующий факт наличия в мире множества языков, говорящие на которых люди часто с трудом могут понимать друг-друга и, тем более, договориться о чем-либо. И представление о боге (богах) древности, как о довольно-таки деспотичных и не желающих людям добра высших существах, властителях Вселенной. Это по-сути языческое представление. И это в корне противоречит Евангельской Вести.
Конечно же Всевышний не таков, как тут описывается. Он не стал бы любящий его народ наказывать так, лишив возможности понимать других людей. Ведь ничего хорошего кроме непонимания, вражды, разрушительных войн это не может принести людям. Поэтому Бог, как милосердный Отец Небесный, заботится о том, чтобы его истинные последователи, христиане, как можно лучше понимали всех своих Братьев и Сестер, где бы они не жили на нашей планете. И Бог не деспот, который заботится лишь о своем величии и могуществе. Он позволяет любящим его людям, своей пастве, свободно развивать и совершенствовать любые навыки, науки, искусства, лишь бы они были на основе Евангельской традиции, и не приносили вреда как другим людям, так и всей Вселенной, жизни вообще. Христианский Бог - человеколюбив и не ревнив к безраздельной власти.
А кто же тогда ревнив к ней? - спросите вы. Конечно же извечный противник Бога, сатана-дьявол, искуситель Вселенной! Это он вечно вмешивается в ход Божественного Творения, в людские дела, в помыслы каждого человека, подталкивая его к таким поступкам, которые были бы выгодны сатане. Что ему выгодно? чтобы людей охватывали распри, чтобы Божьи твари не устремлялись помыслами к Богу и не желали уподобляться Ему в своей жизни. А чтобы они становились коварными, подозрительными, властолюбивыми, - как сам сатана, их вечный искуситель. И тогда он радуется, что еще один человек отпал от Бога и стал его - сатаны - верным сторонником...
Поэтому любой, кто мешает людям лучше понять все прочие народы - есть сторонник и ставленник сатаны. Принцип "разделяй и властвуй" - сатанинский принцип, и следующие ему - сторонники сатаны-дьявола.
Вот из этого соображения и следует исходить в жизни всем верным Богу чадам - христанам. Именно таких людей ищет Господь. "Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел" (Иез 22:30).
На протяжении всех поколений Господь ищет человека, который встал бы в проломе на защиту попранного Закона Божьего. Такими людьми до потопа были Сиф, Енох и Ной. Но и после потопа, несмотря на очищение земли, грех действовал в людях и весьма распространялся. Совсем немного времени прошло после потопа, еще были живы те, с кем непосредственно Бог заключал завет в радуге, но люди уже забыли Бога. Они взялись строить башню, получившую название Вавилонской. Эта башня была задумана как памятник человеческой гордости и независимости, как вызов небу в противовес потопу - башня должна была достичь такой высоты, какой не достигали воды потопа. Конечно, это утопия, никакая башня не выдержала бы второго потопа, пусть хоть какой будет ее высота и прочность фундамента, пусть даже кирпичи обожжены и нерастворимая водой смола скрепляет эти кирпичи - все равно человеческое строение не в состоянии выдержать стихии природы, если бы Господь позволил новому потопу или другому катаклизму случиться. Но в этой башне проявились не только самоуверенность и упорство людей, но и недоверие обетованиям и заветам Божьим. Очень часто Господь игнорировал отдельные действия людей против Божьего правления, однако этот замысел человека оставлять было нельзя. Царь Соломон оставляет нам на первый взгляд противоречивый, но весьма мудрый совет: "Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих" (Прит 26:4,5). Затея человека со строительством Вавилонской башни требовала именно второго действия со стороны Бога - ответить человеку по глупости его: показать, насколько недальновиден человек в своих планах, насколько он не знает силы Божьей (Мф 22:29).
Смешание языков остановило работу по строительству башни и разбросало людей по разным частям земли, но оно не остановило людей на их греховном пути. Познание людей увеличивалось, и зло приобретало новые формы. Подобно тому, как Каин, уйдя от Бога, начал строить города как символ самостоятельности, безопасности и комфорта в жизни (Быт 4:17), так же поступали и жители послепотопного мира. Строились все большие города, в которых жить было все комфортнее, но в которых также стремительно развивалось и беззаконие и разврат. Ур Халдейский, в котором родился Авраам, был высоко цивилизованным городом. Археологи раскопали в нем водопровод и центральную канализацию, которые прекрасно сохранились до наших дней. Их дома были не хуже многих наших современных коттеджей, разве что не были оборудованы видео и компьютерной техникой. Но вероятно, что нравственная обстановка также была сравнима с реальностью современных крупных городов. Потому Фарра, отец Авраама, принял мудрое решение, и последовал призыву Господа покинуть этот цивилизованный, но развращенный город. Фарре не суждено было дойти до Ханаана. Это сделал позже его сын. Но поступок Фарры заставляет нас задуматься, можем ли мы принять решение пожертвовать своими благами жизни ради того, чтобы мы и наши дети могли жить в более благоприятной, хотя и не такой уютной обстановке? Жизнь в Харране, а тем более в пути, не была такой легкой и приятной, как в Уре. Но она была намного более безопасной, как для жизни, так и для вечного спасения. Сегодня многие стремятся к более приятной и роскошной жизни, жертвуя спокойствием, безопасностью, добрососедскими отношениями с окружающими людьми. Но Господь призывает нас к обратному. Он ищет тех, кто готов пожертвовать всем ради Него.