Отвечает: Василий Юнак
 3.825 Виктор Н. (v__soft@???.ru) пишет: «Здравствуйте Василий Юнак. У 
      меня есть несколько вопросов по поводу Выпуска 212 рассылки. Вы написали: 
      «Господь установил день субботний для отдыха человека от повседневных забот 
      и для общения с Богом.» согласен. Но все ли это? Как бы вы ответили на вопрос: 
      почему за нарушение этой заповеди полагалась смерть? (Чис.15:35) Не нарушает 
      ли это принцип: «Суббота для человека, а не человек для субботы?»
Уже приводил подобную иллюстрацию. Представьте себе, что Президент пригласил 
      деток на Новогоднюю елку, чтобы они отдохнули и пообщались. Некто решил, 
      что не пойдет, - его расстреляли. Это нелепо, но разве это не похоже на Чис.15:35 ? Если суббота "для отдыха" и "для общения с Богом", 
      почему за нее расстреливали камнями? Я не подвергаю сомнению Слово Божье, 
      но пытаюсь понять. Почему день отдыха был един для всего Израиля? Это представляется 
      неудобным.
У мусульман намаз строго по часам. И по Корану - это бремя. Пророк выпросил 
      у Аллаха поменьше "намазов" в сутки. Но даже они не расстреливают 
      за нарушение времени молитвы! Полагаю, что есть жизненно важная причина 
      для Израиля отдыхать и общаться с Богом именно в этот день. Не знаете ли 
      вы, что за причина? Или у вас другое объяснение?
 вы писали: «Фарисеи сделали из субботы настоящее бремя. Христос отвел 
      "маятник от крайней позиции на середину. Стоит ли нам теперь дальше 
      отводить маятник от середины к другой крайности, пытаясь утверждать, что 
      Христос отменил субботу?» не думаю, что Христос отменил субботу. Но иллюстрация 
      с маятником мне представляется не подходящей. Тем более, что она не библейская. 
      Много раз слышал, что нам надо держаться серединки, и все будет ОК. Но так 
      ли эло?
 Разве дело в том, что фарисеи были слишком строги в соблюдении субботы? 
      Наверняка, среди народа были люди, менее серьезно относящиеся к заповедям. 
      Но они не поставлены нам в пример. Напротив, сказано: "...нет праведного 
      ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, 
      до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного", Рим.3:10-12 Ни ортодоксы, ни либералы не узнали Иисуса - вот в чем проблема.
 Сегодня по поводу субботы продолжается межконфессиональный спор. Часто 
      вопрос сужается всего лишь до формального дня поклонения - в субботу или 
      в воскресенье. Точно так же был раньше спор по поводу места поклонения: 
      "Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где 
      должно поклоняться, находится в Иерусалиме", Ин.4:20 Интересен ответ 
      Иисуса: "наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме 
      будете поклоняться Отцу", 4:21 "Но настанет время и настало уже, 
      когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине", 
      4:23 Иными словами - не в той географической точке, и не в этой, но и не 
      посередине! Можно сказать, истинное поклонение Богу лежит совсем в другой 
      плоскости.
 Еще Иисус указал, что важно знать, чему мы поклоняемся: 4:22 Он не сказал 
      "Кому", но "чему"! Думаю, Он имел ввиду, что поклонение 
      должно быть со смыслом. Вот мне бы и хотелось понять, зачем есть такая IV-я 
      заповедь. Как говорил Буратино: "здесь какая-то тайна" :) Можно 
      ли так сказать о субботе? Как вы думаете, есть ли здесь тайна?»
Приветствую Вас, Брат Виктор !
Вы задали несколько вопросов, и я начну по порядку.
1. Почему за нарушение субботы полагалась смерть? Здесь нужно пояснить пару 
    моментов. Во-первых, смерть полагалась не только за нарушение субботы, но 
    еще и за многое другое. Практически, почти за нарушение каждой из десяти заповедей 
    в той или иной ситуации полагалась смерть. Так что нам здесь надо решить, 
    на какой части вопроса акцентировать внимание - "почему смерть?" 
    или "почему за субботу?".
У вас вызывает смущение тот факт, что смерть полагалась за прелюбодеяние 
    и подчас даже за простой блуд (добрачный секс)? У вас вызывает смущение, что 
    смерть полагалась за идолопоклонство или за воровство? Если да, то нам нужно 
    обсуждать первую часть вопроса - почему Господь в законе Моисея определяет 
    именно наказание смертью, а не, скажем, штрафом, плетью или каторжными работами.
Если же вы согласны с тем, что нарушение практически любой заповеди каралось 
    смертью, то суббота - одна из заповедей. Равная среди равных. Требование поклоняться 
    Богу в субботу равнозначно требованию не иметь других богов и требованию не 
    произносить имени Господа напрасно. То есть, это - неотъемлемая часть религиозной 
    жизни. Для того, чтобы сохранить чистоту истины, Бог пошел на такой шаг.
Подумайте о том, что происходит в мире, во свете великой борьбы между Богом 
    и сатаной. Сатана стремится уничтожить познание о Боге в человеке. Он делает 
    это двояко: через искажение духовных вопросов и через искажение физического 
    образа Божьего в человеке. Так что, и нарушение заповедей первой скрижали 
    (любовь к Богу), и нарушение заповедей второй скрижали (любовь к ближнему) 
    направлены на одно и то же - на восстание против Божьего правления. В книге 
    Откровение говорится, что печать Божья полагается только на чело, а начертание 
    зверя полагается либо на чело, либо на руку. Что это значит? Чело, лоб, разум 
    - это осознанное действие. Рука - это просто действие, не обязательно осознанное. 
    Бог требует разумного служения (Рим 12:1), а сатана удовлетворяется любым 
    видом неповиновения Богу, потому одних он обольщает обманом, других насилием 
    толкает на нарушение воли Божьей, а третьим внушает сознательное неповиновение. 
    Но результат - один и тот же: погибель. И то, и другое - грех. А возмездие 
    за грех, как нам известно из Писания - это смерть. Жесток ли Бог в наказании 
    смертью? Нет, хотя бы потому, что это не Бог наказывает, а это - естественный 
    результат человеческого выбора.
Еще один фактор нам следует иметь в виду. Когда мы рассматриваем закон Моисея, 
    "который дан после по причине нарушения закона", то мы должны понимать 
    разницу между Законом Божьим - моральным законом, и законом Моисея, состоявшим 
    из законов церемониальных, гражданских, санитарных и семейных. В данном случае 
    речь идет о гражданском законе. Это что-то вроде современного уголовного кодекса. 
    То есть, это постановления о наказаниях за нарушение основного Закона. Действие 
    этого закона распространялось исключительно на территорию древнего Израиля 
    и исключительно на время Теократического правления в Израиле. Как только Израиль 
    стал Монархией, а особенно после того как Израиль потерял независимость и 
    стал колонией Вавилона или Рима, этот закон утратил свою силу ("исполнился", 
    как сказано в Нагорной проповедиХриста). Гражданский закон был необходим прежде 
    всего для поддержания порядка в государстве и обществе.
Вот мой краткий ответ на вопрос, почему за нарушение субботы полагалась смерть. 
    Об этом можно говорить очень много, рассматривая множество факторов.
Но я ограничусь сказанным.
2. Президент пригласил деток... Мы действительно можем отдаленно сравнить 
    Бога и Его народ с президентом и детьми его страны. Но есть некоторая разница 
    в событии: суббота и новогодняя елка. Да, назначение субботы можно выразить 
    в двух терминах - отдых и общение. Однако, этот отдых и общение имеет помимо 
    практического значение еще и политическое значение (если можно сказать о наших 
    взаимоотношениях с Богом как о политике). Я бы сравнил субботу не с новогодней 
    елкой, где просто предлагают "хлеб и зрелища", не обязывающие ни 
    к чему (типа, не пришел - сам себя наказал тем, что лишился этого хлеба и 
    зрелищ), а сравнил бы с ленинским коммунистическим субботником недалекого 
    прошлого - не пришел на субботник, значит ты - антисоветчик. Вспомните Навуходоносора 
    и его истукан на поле Деир. Там тоже было общение и своего рода отдых, но 
    за отказ от поклонения следовало жестокое наказание смертью. Почему? Вспомните 
    притчу Иисуса Христа о званных на брачный пир царского сына - те, кто отказались 
    прийти были уничтожены. Почему? Суббота - это не просто отдых и общение, но 
    еще и признак верности! В другом месте суббота названа ЗНАМЕНИЕМ МЕЖДУ БОГОМ 
    И ЕГО НАРОДОМ. Нарушение субботы – это непочтение к Богу (да, президент будет 
    прав, наказывая неявившегося на встречу с ним, потому что тот проявляет непочтение 
    к своему правительству, к своей стране, и от такового не ожидается ничего 
    доброго; для нас может дико звучать смерть ребенка за непочтение к президенту, 
    но во время Сталина и во времена многих правителей этого мира в настоящем 
    и прошлом, такое - реальность). Итак, нарушение субботы - это не просто отказ 
    от отдыха или общения с Богом. Нарушение субботы - это восстание против Бога, 
    это нарушение завета между Богом и человеком, это попрание флага страны (знамение 
    Бога). А это уже вопрос политический в мире или же святотатство в религии.
3. Что за жизненно важная причина отдыхать и общаться с Богом именно в этот 
    день? Библия говорит, что Бог отделил этот день потому, что Он сам отдыхал 
    от дел творения нашей земли. Это - день рождения нашей планеты. Четвертая 
    заповедь говорит, что мы должны "помнить" субботу потому, что к 
    этому дню "сотворил Бог...". Человек склонен забывать, человек склонен 
    приписывать славу себе, человек вообще сегодня изобрел теорию эволюции и делает 
    все, чтобы "забыть" Бога. Суббота - это памятник творения. Именно 
    для того, чтобы истина о Боге не была утеряна, чтобы не зародилось идолопоклонство, 
    нужна суббота - еженедельное напоминание. Что за важная причина праздновать 
    Новый год именно первого января, День победы именно 9 мая, а Ваш день рождения 
    именно в тот самый, а не в другой день? Именно эта же причина кроется и в 
    соблюдении субботы - ПАМЯТЬ!
4. " Разве дело в том, что фарисеи были слишком строги в соблюдении 
    субботы? Наверняка, среди народа были люди, менее серьезно относящиеся к заповедям. 
    Но они не поставлены нам в пример."
Вот именно, Вы приводите две крайние ситуации. Что значит "менее серьезно 
    относящиеся"? То есть, нарушающие? Проблема как ортодоксов, так и либералов 
    (как Вы их классифицировали) заключается в том, что они в одну или в другую 
    сторону исказили требования субботы. Одни сделали ее бременем, а другие умалили 
    ее значение. Потому, ни одни, ни другие не могут служить примером. Бог требует 
    совершенства. Об этом недвусмысленно сказано в Писании. А совершенство заключается 
    в том, что нельзя ни добавить, ни убавить. И об этом тоже недвусмысленно сказано 
    в Писании.
5. "Часто вопрос сужается всего лишь до формального дня поклонения - 
    в субботу или в воскресенье."
К сожалению, Вы правы. И Ваш пример с местом поклонения как нельзя кстати. 
    Соблюдение субботы никого не спасет, равно как и соблюдение воскресения не 
    послужит причиной погибели. Вопрос спасения и погибели заключается в верности 
    Богу. Христос учил, что не всякий, говорящий "Господи, Господи" 
    будет спасен, но соблюдающий волю Отца Небесного. Он говорил о том, что среди 
    погибших будут проповедники и чудотворцы, именем Христовым совершавшие великие 
    дела. И только потому, что они "делали беззаконие". С другой стороны, 
    среди спасенных окажутся и те "чуждые закона", которые только "по 
    своей природе законное делали". Бог будет спрашивать на основании того 
    света, который нам был открыт. И если кто-то по простоте своей не разумеет 
    разницы между субботой и воскресеньем, то Господь и не спросит его о том. 
    Но если кто знает, но не соблюдает, то берегись. Если кто не явится на новогоднюю 
    елку с президентом по неведению, то будет прощен, но если кто из дерзости 
    своей проигнорирует милость президента, то понесет заслуженное наказание за 
    дерзость свою.
Итак, действительно, вопрос стоит не в том, в какой день мы поклоняемся Богу, 
    но вопрос в том, КАК мы поклоняемся Богу. Но ответ на этот вопрос будет следующим: 
    тот, кто знает, что Бог ожидает встречи с нами в субботу, но умышленно игнорирует 
    эту встречу, свидетельствует о том, что его поклонение Богу ЛОЖНО. За что 
    и понесет естественное наказание - смерть. Не за то, что СУББОТУ нарушил, 
    а за то, что БОГА, установившего субботу, НЕ ПОЧТИЛ.
6. Есть ли какая тайна в субботе? Есть. Если бы у Бога не было тайн, то Он 
    не был бы Богом. Но тайна не потому, что Бог что-то утаивает от нас. Нет, 
    Он неоднократно говорит, что "ничего не делает, не открыв тайны Своей 
    рабам Своим пророкам". Просто, Христос однажды выразил это словами: "Многое 
    еще имею сказать вам, но вы сейчас не можете вместить". Тайна заключается 
    в ограниченности нашего разума. Мы многого не можем знать. Кто-то может задавать 
    массу вопросов, типа: почему седьмой день, а не десятый, а не пятый? Это - 
    тайна. Но пусть такие тайны и отсутствия ответов на некоторые вопросы не смущает 
    вас: "Ибо что можно знать о Боге, то явно для них, потому что Бог явил 
    им. Но как они, познав Бога, не прославили Его, но осуетились в умствованиях 
    своих, то предал их Бог превратному уму, так что они заменили истину ложью..." 
    (примерно так написано в Рим 1:17-30).
Да благословит Господь каждого правильно понять истину о субботе и ПОМНИТЬ 
    то, что Господь повелел нам помнить. Не из страха смерти, но из желания вечной 
    жизни в общении с Иисусом Христом.
Василий Юнак