МЕЛЬНИЦА (жернова;
Исх 11:5). Мельницы для молотьбы зернового хлеба - изобретение очень древнее. В первый раз мы встречаемся с ними еще во времена Исхода, когда в Египте господствовал обычай заставлять женщин ворочать жернова, как это принято на Востоке даже до настоящего времени. Израильтяне мололи манну в жерновах (
Чис 11:8), и мельничный жернов был столь важным предметом в домашнем обиходе, что его не дозволялось даже брать в залог (
Вт 24:6). Указания на жернова вообще, мельничные жернова и их употребление, нередки в Свящ. Писании, и некоторые из означенных указаний весьма замечательны. Так например в
Суд 11:53, 16:21,
Ис 47:2, Пл.
Иер 5:13,
Мф 24:41 и др. Одна женщина бросила отломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп. Филистимляне взяли Самсона, выкололи ему глаза... и он молол в доме узников (
Суд 17:21).
"Возьми жернова, говорит пр. Исаия,
и мели муку. Юношей берут к жерновам, говорит пр. Иеремия в описании бедствий Иерусалима
и отроки падают под ношею дров. И прекращу у них, говорит тот же пророк в другом месте,
голос радости и голос веселья... и шума от жерновов не будет слышно у них" (25:10), что означает не только прекращение веселья, но и отсутствие самого необходимого и существенного для ежедневного пропитания в Иудее под игом царя Вавилонского. То же предвещается и о судьбе самого Вавилона (От 18:22).
"Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, говорит Спаситель,
тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его во глубине морской" (
Мф 18:6). Означенный в Евангелии род казни был нередко употребляем в Сирии, и был в одно время введен в Риме по указанию Августа Кесаря. Ручные мельницы, как уже замечено выше, составляют на Востоке одну из необходимейших домашних утварей, и обыкновенно состоят из двух круглых, лежащих друг на друге мельничных жерновов или камней, которые быстрым вращением верхнего трутся друг о друга и таким образом перемалывают находящиеся между ними зерна. Нижний жернов твердо стоит в своем основании, а верхний приводится во вращение на нем животными, машиною, или даже человеческими руками. Потому-то Спаситель и говорит:
"Две мелющие в жерновах: одна берется, другая оставляется" (
Мф 24:41). Так как труд этот был очень тяжел, то он часто возлагался на рабов, пленников и рабынь, как то видно из истории Самсона, Седекии и др. Молотьбою зернового хлеба на мельницах обыкновенно занимались две женщины, - одна из них бросала зерна в мельницу, а другая вертела верхний жернов (
Лк 17:35). Ежедневная молотьба хлеба в домах производила иногда такой шум, что он был слышен даже на улицах. Так как он напоминал собою о труде, деятельности и соединенных с ними довольстве и благосостоянии жизни, то конечно всегда было приятно слышать этот шум. В этом-то и сила пророчества Иеремии:
"И прекращу у них звук жерновов" (
Иер 25:10).