ВОЛОСЫ (
Чис 6:5) - у Евреев было в обычае стричь волосы также часто, как и у других народов, но они употребляли для стрижки волос бритву, или нож, а не ножницы (
Ис 7:20,
Иез 5:1). Вследствие обета растить и отпускать себе волосы, даваемого например Назареями, волоса на голове оставались нестриженными (
Суд 13:5). Запрещалось стричь голову кругом и обрезывать концы волос на бороде (
Лев 19:27), и на висках, как это делали разные языческие народы и жрецы (
Иер 9:25, 25:23 и др.); от священников требовалось не брить волос, ни отпускать их длинными, но подрезывать их до умеренной длины (
Иез 44:20), и это, конечно, для того, чтобы отличить их от языческих жрецов, бривших начисто свою голову, и от Назореев, вовсе не стригших волос. Главною красотою волос считались кудри (
Песн 4:1, 5:2). Волосы, особенно черные или темные, считались украшением и умащались елеем во время празднеств, или в других радостных случаях (
Пс 22:5,
Ек 9:8,
Руф 3:3). Плешивыми гнушались (
4Цар 2:23). Нередко волосы украшались жемчугом и драгоценными камнями (
1Тим 2:9,
1Пет 3:3). Волосы Самсона были сплетены в семь кос (
Суд 16:14). Седина волос показывала преклонность лет и почиталась венцом и украшением старости (
Прит 16:31). Чисто белые волосы считались символом Божественного величия (
Дан 7:9,
1Кор 11:14). О волосах женщин ап. Павел говорит, как об естественном покрове, делающем им честь (
1Кор 11:15). Женщины или плели, или завивали их, как это доселе сохраняется в обычаях Азиаток и женщин других стран. В Индии женщины никогда не стригут волос, разве только в случае вдовства. Греки очень любили длинные волосы, тогда как Египтяне в древние времена постоянно брили их. По свидетельству Иосифа, телохранители Соломона посыпали свои волосы золотистою пудрою. Дорогие и разнообразные украшения для волос, употребляемые восточными женщинами, в Свящ. Писании порицаются. В
1Тим 2:9 aп. Павел осуждает
плетение волос, женщинами; также и ап. Петр (
1Пет 3:3) неодобрительно отзывается
о внешнем плетений волос и золотых уборах для головы. Впрочем здесь следует заметить, что ап. при этом длинные волосы считает честию для женщины (
1Кор 11:15). Обычай стричь, или брить волосы на голове во время глубокой скорби, траура, сокрушения о грехах, существовал еще во времена Иова (
Иов 1:20), и увещание остричь волосы на голове почти равнялось увещанию полагать начало плачу и сетованию (
Иер 7:29). Вырывание волос из головы и бороды было также знаком печали (1
Езд 9:3). Изменение цвета волос служило одним из первых признаков проказы, и потому особенно повелевалось в сих случаях стричь волосы на голове, как главном месте болезни (
Лев 14:8-9). У
Ис 7:20 волос служит образом растительности в земле Иудейской.
Стояние волос дыбом изображало сильный страх и ужас (
Иов 4:15), как и в наше время употребляется подобное же выражение для обозначения сильной степени страха и испуга. Во время земной жизни Господа у Евреев было в обычае
клясться головою покрытою волосами (
Мф 5:36), подобно тому как Египетские женщины и теперь клянутся своими косами, а мужчины бородами.