ЖРЕБИЙ. Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (
Прит 16:33). и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось например который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (
Лев 16:8). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (
Чис 26:55 и др.). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (
Нав 21:3,4 и др.). Им же открывались различные виновные лица, как например Ахан, похититель заклятых вещей при завоевании г. Гая (
Нав 7:14,
1Цар 14:42,
Ион 1:7). По жребию распределены были при Давиде чреды служения священников и левитов (
1Пар 24:5, 25:8), а также и певцов. Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (
1Цар 10:19,20,21). Он решал также спорные дела.
В полу (или сосуд)
бросается жребий, но
все решение его - от Господа. Жребий прекращает споры и решает между сильными (
Прит 16:33, 18:19). Из последней цитаты кн. Притчей, по-видимому явствует, что жребий употреблялся в судебных местах во времена Соломона, хотя вероятно только по взаимному согласию спорящих сторон. Ап. Матфей был избран на место отпавшего Иуды жребием (
Деян 2:15-26). Аман назначил день для истребления Иудеев также жребием (
Есф 3:7).
Распявшие же Господа, повествует св. ев. Матфей,
делили одежды Его, бросая жребий (27:35). Как бросались или вынимались жребии Свящ. Писание умалчивает. Соломон говорит о жребии, бросаемом в полу (одежды), но слово в полу может означать также сосуд или урну. Вероятно, в какой либо сосуд бросались игральные кости, за тем его трясли и выкидывали ту или другую из них.