ЗЕМЛЯ (
Быт 1:1,
Пс 23:1) - на Еврейском языке называется
eretz (эрец). Впрочем Евреи имели и другие различные названия для обозначения слова
земля. Иначе она называлась у них словом
адама и
афар. Названиями
эрец и
адама вообще означалась вся земля или весь земной шар. Слово
адама, т.е. красная земля, часто означает землю, годную для обработки (
Быт 4:11,
Ис 1:7, 30:23). Словом
афар означается
земля сухая, песчаная (
Чис 23:10). представляемая в означенной цитате эмблемою многочисленного народа. Первый человек был создан из
праха земного (
Быт 2:7), в который каждый из нас и возвратится (
Быт 3:19,
Иов 10:9,
Ек 12:7). Слово
земля часто употребляется свящ. писателями и для означения отдельной какой либо страны или государства. Так выражение:
все царства земли (1
Езд 1:2) относится только к Халдее и Ассирии; нередко также оно прилагается и к одной только Иудее. Выражение:
глубины земли, преисподняя земля (
Ис 44:23) в буквальном смысле может означать
долины, а в иносказательном -
гроб. могилу, а иногда служит эмблемою глубокого смирения (
Пс 62:10,
Ефес. 4:9). Священное Писание указывает на троечастное разделение земли при сынах Ноя, что несомненно было устроено Промыслом Божиим, как о сем ясно свидетельствует и пророк Моисей. "Когда
Всевышний давал удел народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых (
Вт 32:8).
От одной крови Он произвел род человеческий, говорил ап. Павел Афинянам в ареопаге,
для обитания по всему лицу земли назначит, предопределенные времена и пределы их обитанию (
Деян 17:26). Из первой цитаты некоторым образом явствует, что земля Ханаанская была первоначальным и свыше назначенным уделом для народа Еврейского. Потомство Сима должно было занять Малую Азию, а потомство Иафета перейти в Европу, потомство же Хама должно было населить более жаркие, южные части земли, хотя мы и видим, что Немврод и Кушиты населяли долину Сеннаарскую (см.
Вавилон). Десятая глава книги Бытия имеет особенный этнологический характер. В ней говорится, что от Иафета произошли 14 сыновей, 25 от Сима и 31 от Хама. Конечно, нелегко проследить за развитием народонаселения от времен столь глубокой древности; но и теперь можно еще распознать некоторые народы по их родоначальникам, как например потомков Кельтов можно видеть происходящими от Гомера, Мидиян - от Мадая, Иониян - от Иавана и т.д. Один из сынов Евера назван:
Фацек, потому что во дни его разделилась земля (ст. 25).