Отвечает: Виктор Белоусов
Мир Вам, Сергей
Грехопадение началось еще с Люцифера, который возгордился. Мы не видим прямой заповеди - "Не гордись", но понимаем что это грех. И все небожители это понимали, что нельзя ставить себя на место Господина всего сущего:
13 А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;
(
Ис.14:13)
По-сути понимание греха и праведности было всегда - потому что грех это отклонение от чего-то правильного. Если мы понимает правильное, то в какой-то мере становится ясно что неправильно.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
(
Рим.5:20)
Закон, о котором говорит Павел, это Тора (Пятикнижие) - это значение слова закон для любого иудея того времени, и устная традиция тогда еще не была зафиксирована в Мишне и Талмуде, чтобы ее определять как законы.
613 заповедей Торы естественно больше конкретизировали схему жизни иудея - но они не меняли сердце. Они были предназначены для государства, определяли политический строй в конкретных статьях - по которым хвалили и наказывали люди, а не только Бог.
Адам первоначально понимал Божьи заповеди - потому от него Каин и Авель, а затем все патриархи учились понятиям "хорошо" или "плохо".
Просто когда мы цитируем 2 заповеди о любви - легко сказать что мы любим Бога и ближних. А вот когда эта любовь конкретизируется (пусть даже в современном - заплати налог, не возьми чужие канцтовары на работе...), то оказывается что "любить" намного сложнее.
Бог дает духовные принципы, которые проецируются на человеческую жизнь в виде законов и правил. Мы очень не любим когда нам ясно говорят - "ходи сюда, а сюда не ходи", мы чувствуем в этом ущемление нашей свободы и гордости, как-будто мы сами не разберемся куда нам не ходить...
Когда пришел Иисус, то Он говорил к более духовно просвещенным людям, которые знали Пятикнижие - Он от конкретных понятий (заповедей) переходил к более обобщающим и абстрактным понятиям (принципам). Это напоминает воспитание маленького ребенка, когда ему сначала говорят "огонь это плохо", "ничего в розетку не вставляй", "не ешь с земли". Ребенок должен все-таки дожить до возраста, когда поймет правила пожарной безопасности, законы электротехники и принципы гигиены. Бог очень мудр и терпелив.
В чем смысл 10 заповедей? Это защита духовных принципов любви к Богу и ближним от банального искажения. Смотрим
Исх.20:2-17 с краткими ремарками на эту тему:
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
У язычников было много разных духовных существ, Бог запрещает считать Богом какую-то любую другую силу, кроме Господа, Который явно вывел израилитян из Египта. Были божки плодородия, войны, богатства, победы и т.д. - но Бог запрещает их почитание. 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Бог запрещает священные изображения, которым поклоняются и служат. Так можно было бы сказать если бы заповеди не было - "мы любим Бога, давайте сделаем Ему статую и будем ее почитать из любви", но Бог против. Все серьезно - ответственность даже на потомках. Пример Исх 32 гл.7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Интересно, что первые две заповеди определили Бога вне материального пространства - Он не физические стихии, как у язычников, и Его нельзя материально отображать для более простого поклонения. Третья заповедь определяет что даже словесное поклонение невидимому Богу налагает большую ответственность.8 Помни день субботний, чтобы святить его;
9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Четвертая заповедь дает минимальные временные рамки поклонения невидимому Богу. Это так называемый "памятник Богу" не в пространстве, а во времени. Поклонение это не обыденные дела, это полная посвященность в определенные Им 1/7 часть нашего времени - когда запрещается наша обычная работа и наши обычные интересы.12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Легко любить ближних на словах, особенно если это не твои родственники. Родителей не выбирают, родители в чем-то похожи на Бога для детей - обеспечивают всем, дают заповеди, защищают и т.д. При этом они не совершенны, делают ошибки, проявляют свой характер. Потому Бог конкретизирует отношение к родителям - это почтение. Т.е. нельзя их игнорировать, нельзя относится как ко всем другим людям. Это переходное звено от поклонения Богу через почтение родителей к любви ко всем ближним.13 Не убивай.
Как человечество любит говорить о высоких чувствах, при этом эгоистично обагряя руки в крови. Бог предостерегает, что нельзя убивать. Это ведь вселенская дискуссия - а когда и как можно убить, если уж очень хочется... Иисус мог справедливо убить и уничтожить многих грешников, но умер и воскрес для нашего спасения.14 Не прелюбодействуй.
Святость семьи. Дети. Полноценное семейное воспитание. Продолжение рода, а не только "удовольствие". А так легко прикрываясь "словами о любви" - жить в свободном разврате, пока нация не состарится окончательно и не вымрет.15 Не кради.
Уважение к чужой собственности. Я не беру все что мне нравится, а что справедливо заработал. Справедливость, а не власть силы.16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Вроде как все друг-друга любят, а вот как сказать пару слов о ближнем... И конечно в этих словах пртензия на правду - "вот я то знаю какойкакая онона на самом деле". Ложь и искажение льется рекой, пока мы не признаем что не объективны и можем знать всей правды о человеке. Лучше не судить его, а следить за собой. Если появляется "доброе побуждение" сказать что-то о чьих-то ошибках - лучше их мудро высказать ошибающемуся лично.17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Зависть. Уважение к чужим достижениям. Даже в мыслях не желать чужого, что он сам достиг. Лучше желать того что сам достигнешь - что Бог даст тебе.Эти заповеди построены разумно и системно. Очень странно, когда люди говорят, например - 9 из них мне нравятся, а 1 - нет. С этими 8-ю заповедями согласен, а с этими 2 - нет. Получается что такой человек ставит себя на место Бога - чтобы выбрать в чем Бог прав, а в чем ошибся. Лучше попробовать самим увидеть в Божьем законе систему любви - а затем думать как ее не искажая в свою эгоистичную пользу можно практически применять.
Божьих благословений,
Виктор