Узнай:

Нравственность выбора, этика

Был ли Христос против армии, и как к ней относиться нам?

Отвечает: Василий Юнак

429. Sergej iz Rigi (logo2@???.lv) пишет: "Нужно ли служить в армии? Христос был против армии."

Брат Сергей, А кто Вам сказал, что Христос был против армии? Вопрос службы в армии довольно сложен по той причине, что с одной стороны мы не находим в Библии никакого запрета на службу. Но с другой стороны заповедь запрещает нам отнимать жизнь человека. Таким образом, вопрос службы в армии - это философский вопрос. Каждая христианская конфессия вырабатывает свое отношение к армии. И здесь мы можем видеть весь спектр отношений - от благословения воинов, идущих в бой, которое совершает Православная церковь, до пацифистских движений, бойкотирующих военные базы и организовывающих антивоенные демонстрации церкви Меннонитов. Некоторые христиане просто отказываются служить в арми, а другие идут на воинскую службу, но при этом отказываются брать в руки оружие. В общем, разные христианские вероучения по разному рассматривают воинскую службу.

Но это - человеческое мнение. Что же об этом мы читаем в Священном Писании? Мы не будем смотреть на Ветхий Завет, в котором описано довольно много войн. Обратимся к Новому Завету.

Начнем с Иоанна Крестителя, предтечи Иисуса Христа. Новый Завет начинается со служения этого провозвестника Мессии. "Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лк 3:14). Как видим, Иоанн мог высказать свое негативное отношение к армии, ведь он не боялся даже высказывать свое мнение о самом царе Ироде. Но по какой-то причине он сказал только то, что мы прочитали здесь.

Иисус Христос не сказал ничего, ни доброго ни худого об армии. Нельзя сказать, чтобы Он не сталкивался с воинами. Вот ситуация: "У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры" (Лк 7:2-9). Как Вам кажется, Иисус согласился исцелить слугу римского офицера только по причине просьбы иудейских старейшин? А о чем говорят слова Господа о вере сотника? Почему при этом Иисус ничего не говорит сотнику о его службе?

В Деяниях апостолов мы находим нескольких воинов. Первым, на кого хотелось бы обратить внимание, был сотник Корнилий, который впоследствии стал первым язычником, получившим дар Святого Духа и крещенным в христианство (Деян 10 гл). Однако нам не говорится о том, что Сотник с тех пор сменил свою профессию. Также мы находим темничного стража, тоже воина, который уверовал по причине того, что заключенные не убежали, хотя все цепи спали с них (Деян 16:23-34). Но и о нем не говорится о том, что он когда-либо оставил свою службу.

Апостол Павел неоднократно использовал воинов и воинскую службу в своих иллюстрациях, например в 1Тим 1:18. А также Павел говорил о том, что Господь поставляет власти и носящих оружие, которым мы должны повиноваться и соблюдать гражданские законы (Рим 13:1-7).

Дорогой Брат, я хотел бы ответить Вам, что в армии лучше не служить - сегодня такое тревожное время. Но помимо заповеди "Не убивай" (Исх 20:13) и прочих подобных мест, я не имею других библейских аргументов. Да, есть тексты, говорящие о миротворцах, есть слова, осуждающие того же Давида за пролитие крови на войне. Все это так. И Библию можно истолковать по-разному. Потому я и говорю, что это - вопрос философский.

Я не стану говорить от имени какой-либо деноминации, но я скажу о себе. Я отслужил в армии два года, но по своим убеждениям я принимал присягу на условии, что не обязуюсь исполнять все приказания, в случае если эти приказания будут противоречить моим убеждениям. Я служил в строительных войсках, и по своему убеждению готов был идти хотя бы на самую передовую, но не с оружием, а с медицинской сумкой. Я не думаю, что мог бы использовать оружие для отнятия жизни человека, пусть даже и врага. Верю, что Господь не допустит подобного в моей жизни.

Можно ли христианину гневаться?

Отвечает: Василий Юнак

3.342. Alina Volka (alinavolka@???.lv) пишет: "Как объяснить слова Иисуса: "Всякий гневающийся на брата своего НАПРАСНО...." значит если есть повод гневаться можно?"

Да, гневаться можно, если есть повод. Только не каждый пустяк может служить справедливым поводом - мы ведь какие? Нам только повод дай... Потому апостол говорит: "Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу" (Еф 4:26,27). Ведь даже Иисус гневался, хотя и со скорбью: "И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их" (Мк 3:5).

Гнев - это естественное чувство человека. Но его нужно контролировать, чтобы он не взял власть над самим человеком и стал бесконтрольным - тогда гнев становится грехом. Потому и сказано - солнце да не зайдет во гневе вашем. То есть, гнев не должен быть вечным, длящимся долго.

Продолжаем разговор о войне и применении оружия.

Отвечает: Василий Юнак

436. Глущенко Андрей (A.Glushchenko@???.com.ua) пишет: "я прочитал Ваше повествование об отношении к службе в армии и последовательности заповеди "не убий". Вы верите, что Господь не допустит вам использовать оружие, даже против врага. А как же борьба с интервентами? Когда на Вашу землю приходит враг, чтобы отнять жизни и поработить Богопослушный народ, тех же христиан. Что должен делать христианин? Только молиться о спасении души своей и ближних и ничего не делать по причине духовных убеждений? А если Дьявол овладел умами людей и посылает их убивать, грабить, насиловать? Если руководители государства, исходя из политических соображений, но тем не менее нарушая заповеди Господни, т.е. фактически повенуясь наущению лукавого, влияют на своих солдат и посылают их вершить зло! Неужели христианин должен смотреть на насильников и пытаться убедить их только Словом??? Осудит ли Господь применение оружия против подобных врагов?"

В Священном Писании мы часто находим слова нашего Господа "по вере вашей да будет вам". Все зависит от того, какова наша вера. Все в руках Господа. Некогда Он даровал обетование: "Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым" (Пс 90:7,8). Обратите внимание: здесь говорится о том, что сохраненный Богом надеющийся на Него не будет иметь нужды воевать, а только будет свидетелем Божьей битвы. Это обетование продолжает действовать и до сих пор. Надеющийся на Господа не имеет надобности в применении своей силы, а тем более в нарушении воли Божьей о жизни другого человека. Все в руках Божьих, и все что ни происходит - допускается Господом. А Бог обещал, что не допустит испытаний сверх сил (1Кор 10:13).

Библия полна примеров того, как Господь планировал "участие" Своего народа в войнах. Я уже писал об этом в 40-м выпуске от 8 сентября 2001 года в вопросе 155. И этот ответ можно найти на нашем сайте - http://www.biblestudy.ru/qna/3155.shtml - но я повторю ту часть ответа, которая соответствует нынешнему вопросу. Итак, Бог не планировал участие Своего народа в войнах, но обещал Сам бороться с захватчиками и противниками. Вот, как это было:

Армия фараона догоняет беглых рабов-евреев у Чермного моря. Решение: "Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны" (Исх 4:14). Евреям воевать не пришлось.

Господь обещал Израилю дать Ханаанскую землю. Но там проживали другие народы. Решение: "Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих; пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего [Аморреев,] Евеев, [Иевусеев,] Хананеев и Хеттеев" (Исх 23:27,28). Хотя в реальности это случалось не всегда, но на то были причины, потому что народ Израильский проявлял неповиновение руководству Божьему.

Взятие Иерихона произошло без штурма. Стены разрушились без стенобитных машин (Нав 6:1-20). Хотя в захвате Иерихона все жители были умерщвлены, но это было не в результате войны, так как никакой битвы не было, а в результате заклятия, то есть требования Божьего уничтожить народ, который наполнил меру беззакония (см Быт 15:16).

А вот освободительная война Гедеона - у его армии даже оружия не было! (Суд 7:15-22) Все, погибшие в этой битве, были убиты своими же.

Сирияне пошли войной на Израильтян. Но пророк Елисей не только удержал обе стороны от пролития крови, но и отвадил сириян от войн с евреями весьма необычным способом: "И сказал он: не убивай. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему. И приготовил им большой обед, и они ели и пили. И отпустил их, и пошли к государю своему. И не ходили более те полчища Сирийские в землю Израилеву" (4Цар 6:22-23).

Иосафат выиграл битву при помощи одних лишь хористов, прославлявших Бога (2Пар 20:21-24).

Тот же Давид, чьи руки были полны крови, также имел опыт, когда Господь сражался за него: "...и когда услышишь шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев, то двинься, ибо тогда пошел Господь пред тобою, чтобы поразить войско Филистимское" (2Цар 5:24).

И это еще не все случаи Божьего вмешательства в битву. Но тем не менее, есть другие примеры, когда война была полностью допущена Богом. Например, "Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча" (Исх 17:9-13). Но и в этой войне Господь желал показать, что победа зависит не от силы воинов или искусства полководца, но от благословения Божьего.

Конечно, Библия говорит и о множестве других случаев, когда во время войны народ Божий воевал самостоятельно и люди проливали кровь друг друга. Но я полагаю, что в этом именно и проявляется вера людей. Если бы они не стремились к насилию сами, то Господь продолжал бы во всяком случае исполнять Свое обещание не допускать необходимости воевать верным детям Своим. Так что, "по вере вашей да будет вам". Лично я уже прожил достаточно, но мне еще не пришлось не то, чтобы воевать, но даже и драться с уличными хулиганами - Господь хранил настолько, что даже тогда, когда кажется проблем не избежать, все каким-то чудесным образом улаживалось. Уверен, Господь может сделать это и для Вас.

Страница 222 из 226


Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139
ТЕКУЩАЯ СТРАНИЦА: Читать ответы Нравственность выбора, этика

Библия

planning

Библия в русском синодальном переводе, украинском переводе Ивана Огиенко, английском переводе King James Version.

+ Узнать больше...

Подписка

planning

Если Вас заинтересовали материалы нашего сайта, подпишитесь на еженедельную полнотекстовую рассылку самых интересных материалов.

+ Узнать больше...

Словарь

planning

Библейский словарь (энциклопедия а. Никифора) поможет вам разобраться в Библейской терминологии, в значении того или иное имя библейского персонажа.

+ Узнать больше...

Вопросы?

planning

Наши ответы на различные вопросы пользователей помогут лучше понять библейское видение семьи, здоровья человека, истории, обрядов и тд.

+ Узнать больше...

Pеклама


Notice: Undefined variable: echo_link in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/modules/mod_sape/mod_sape.php on line 214

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.


Notice: Undefined variable: echo_link in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/modules/mod_sape/mod_sape.php on line 214

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.