Отвечает: Василий Юнак
462. Ludmila (l_u@???.ru) пишет: "Откуда "приходит" душа
при рождении человека и куда она "уходит" после его смерти?"
Люди, которые не желают в точности принимать Библейское учение, а смешивают
его с различными философиями, рано или поздно попадают в тупик. Один из тупиков,
в который попало христианство, это учение о бессмертии души. Причем, для того,
чтобы хоть как-то найти ответ, не отказываясь от этого учения, такие запутавшиеся
богословы начинают смешивать понятия. Вот и этот вопрос оттуда же. Нет, я
не имею ничего против Вас, Сестра Людмила. И не имею ничего против множества
других христиан, не имеющих ничего общего с теми горе-богословами, о которых
я вспомнил. Просто я думаю о множестве христиан введенных в заблуждение теми,
кто упорствует в попытках смешать Божье Слово с учением человеческим.
Итак, чтобы ответить на этот вопрос, его надо разделить на две совершенно
разные части. То есть, отделить истину от заблуждения, которые в этом вопросе
смешались. (1) Что "приходит" в человека в момент рождения и "уходит"
из него в момент смерти? и (2) Что такое "душа" в Библии и чем она
отличается от "духа"?
1. Есть стандартное понятие в христианстве, что в момент смерти некая субстанция
человека, какая-то составная часть его, отделяется от тела и уходит куда-то,
чтобы существовать вечно, а все остальное умирает. Эту часть называют душой.
После смерти душа якобы попадает в рай, ад или чистилище (все зависит от конфессиональной
принадлежности христианина), она испытывает мучения или наслаждения, она может
общаться с другими душами и существами... Вот такое представление имеется
у многих людей. Оно поддерживается разного рода проповедниками и священнослужителями.
Но большинство людей даже и не подозревает, что все это СОВЕРШЕННО ПРОТИВОРЕЧИТ
УЧЕНИЮ БИБИЛИИ!
Во-первых, Библия вовсе НЕ учит о том, что человек состоит из трех частей.
Библия вообще НЕ говорит об устройстве человека. Семитское мышление, в отличие
от греческой философии, никогда не вникало в структуру вещи, а уделяло основное
внимание значению вещи. Но даже те немногие места, которые говорят о строении
человека, о его рождении, жизни и смерти, не позволяют считать, что в человеке
есть какая-то бессмертная часть, могущая существовать вне самого человека
или его тела. Всякие трансформации жизни, будь то бессмертие, перевоплощение,
или еще что-либо - это не из Библии, и не от семитских религий, а пришедшее
извне, из восточных и западных философий и религий.
Библия учит о том, что Бог сотворил человека по образу Своему из праха земного,
а потом вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и в этот момент человек СТАЛ живой
душой: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице
его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт 2:7). Да, есть тексты
в Библии, которые якобы показывают "тройственность" человека: "Сам
же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей
целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа"
(1Фес 5:23). Но этот же текст, если воспринять его буквально, противоречит
тому самому расхожему мнению об отделении тела от души и духа, потому что
он говорит о "целости" и "полноте", о сохранении всех
трех компонентов вместе.
2. Таким образом, под словом "душа" в Библии подразумевается либо
весь живой человек (равно как любое другое животное), либо "душа"
еще употребляется в смысле "чувства человека", когда речь идет не
о физическом устройстве, а о восприятиях человека. В этом смысле "дух"
уже не просто "дыхание", а "разум" человека. Библия это
определяет так: "Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум,
и высокая мудрость найдена в тебе" (Дан 5:14). "Ибо кто из человеков
знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего
никто не знает, кроме Духа Божия" (1Кор 2:11). Итак, под духом подразумевается
разум и знание человека. Душа, с другой стороны, это чувства и похоть.
"Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное
нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами,
но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек
не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием;
и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный
судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень,
чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов" (1Кор 2:12-16). Душа в данном
случае олицетворяет греховные наклонности, а дух - праведные побуждения. То
же самое мы видитм и в других текстах: "Это не есть мудрость, нисходящая
свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там
неустройство и все худое" (Иак 3:15,16). "Они говорили вам, что
в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.
Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа"
(Иуды 1:18,19). Как видите, оказывается душа и дух могут быть несовместимыми
в человеке. И это верно, если мы понимаем их не как составляющие человека,
а как его состояние: "сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть
тело душевное, есть тело и духовное" (1Кор 15:44). "Никто не может
служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить;
или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу
и маммоне" (Мф 6:24).
Добавлю к сказанному еще несколько текстов:
"И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты,
и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание
духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло" (Быт 7:21,22). "доколе
еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих" (Иов 27:3). - Эти
тексты говорят о том, что дух в человеке равен дыханию.
"И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя:
Бенони" (Быт 35:18) - Единственный текст в Библии, говорящий о "выходе"
души из человека во время смерти. Но при тщательном анализе оказывается, что
это просто означает окончание жизни, а не отделение некоей субстанции.
"А человек умирает и распадается; отошел, и где он?" (Иов 14:10).
"Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание
ее, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах"
(Иов 34:14,15). "Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот
день исчезают все помышления его" (Пс 145:4). "отнимешь дух их -
умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой - созидаются"
(Пс 103:29,30). Эти тексты еще раз показывают, что к Богу возвращается не
душа, а дух, то есть дыхание. А душа, то есть разум, чувства, мысли - умирает
и исчезает.