Узнай:

Смерть, рай и ад, душа и дух

Какая разница между духом и душой?

Отвечает: Василий Юнак

3.337. Андрей (u102070@???.ru) пишет: "Хотелось бы точно уяснить разницу между Душой и Духом."

Если вы пожелаете уяснить ее из церковных преданий, то не сможете, так как там душа и дух часто выступают чуть ли не синонимами. Но Библия предлагает нам два варианта использования духа, души (и тела) - по отношению к строению человека, и по отношению к жизни человека.

Говоря о строении человека, оно ясно описано в Быт 2:7, где говорится о творении человека: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою." Этот текст говорит, что тело - это физическая структура человека, а дух - это дыхание, движение, жизнь, которая дана человеку. Таким образом, душа - не есть составная часть человека, а результат соединения мертвого тела с животворящим дыханием Божьим. Это несколько расходится с общехристианским понятием о бессмертной душе, якобы обитающей в теле. Но именно такое понятие помогает правильно понять все тексты, говорящие о жизни и смерти человека.

С другой стороны, дух, душа и тело представляют три сферы деятельности или жизни человека: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может" (1Кор 2:14,15). "Есть тело душевное, есть тело и духовное" (1Кор 15:44). "Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим 8:5-9). В этом смысле дух символизирует положительные, божественные качества, а душа и тело симовлизируют мирские и греховные стороны жизни человека.

Именно в этом смысле апостол Павел перечисляет вместе все три элемента: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фес 5:23). Только в том случае, если под духом мы понимаем мысли, под душой чувства, и под телом - ощущения, этот текст имеет совершенный смысл. Иначе мы не сможем вразумительно истолковать этот текст, если скажем, что здесь представлены три составляющие человека.

По поводу "вечного огня"

Отвечает: Василий Юнак

3.263. Дмитрий (raduga@???.ru) пишет: "По поводу "вечного огня". Греха скоро не будет. Гореть будет нечему. Это однозначно. Вечного огня не будет? Позволю себе возразить. Дело в том, что хотя Библия говорит о даре вечной жизни в будущем, она не говорит, что этот дар теперь будет безусловным. Закон Божий вечен. Без всяких "но". Значить наказание за всякий грех - смерть. Закон Божий вечен. И он подразумевает, что творение может свободно выбрать жизнь или смерть, и в будущем, как и прошлом. Отличнее только в том, что во вселенной теперь будет существовать знание греха и смерти, а также ответ Бога на это - Христос. И этого достаточно для того, чтобы уже никто не соблазнился идти этим путем. Хотя путь этот также доступен, как и раньше. Человек не будет обладать вечной жизнью сам в себе, как и раньше. Адам был сотворен совершенным, но пользовался плодами дерева жизни. Дерево жизни будет присутствовать и в Новом Иерусалиме. Из этого следует вывод, что "вечный огонь", скажем так, чисто теоретически, может быть востребован вновь, хотя этого и не будет. Это одна сторона вопроса (или ответа? :-) ).
Давайте теперь чуть-чуть глубже вникнем в суть "вечного огня". Связан ли "вечный огонь" только с наказанием грешников и уничтожением греха? Тут можно увидеть двойственность данного термина в Библии. Вернее более глубокий смысл. "Вечный огонь" отвечает за отсутствие греха во вселенной, когда бы он ни появился, это однозначно. Но вечный огонь не личность, но и не слепая сила, которая сама по себе (например, как гравитация), иначе земля была бы уже давно уничтожена. Кто может жить в "вечном огне"? Никто? Да, это так! Кто может жить при "вечном огне"? Никто? Нет! При "вечном огне" можно жить! Только при "вечном огне" и нужно жить! Как?
"Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое. Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: "кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?" - Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;" (Исаия 33:14-15).
"Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей." (Исход 24:17-18).
"И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец." (Откровение 21:23)
"И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков." (Откровение 22:4,5).
Я не смог найти прямое подтверждение тому, что именно "вечным огнем" сжигались жертвы во святилище и какой огонь горел в светильниках, но возможно это возможно так. Интересны сюжеты о пламени печи царя Навуходоносора, о проблемах здоровья апостола Павла, правда это всего лишь интуитивные догадки. Прояснилась высказывание о крещении огнем и о золоте. Данная тема оказалась очень благодатной. Удалось найти огромную массу ссылок по данной теме, желающие могут легко их найти по симфонии. Но я постарался быть очень кратким, поэтому так много появилось намеков. Извините, если это вам не показалось. А вопрос такой: Так вечный или невечный? :-)"

 Да, Брат Дмитрий, Ваши размышления довольно интересны. Я вполне согласен с первым абзацем. Бог сотворил всех разумных существ, в том числе и человека, со свободной волей выбора - повиноваться Богу или нет. И этот выбор останется у человека и после искупления и возвращения в потерянный некогда рай. Конечно, "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1Кор 2:9), тем не менее, мы понимаем, что наряду с деревом жизни мы сможем по-прежнему видеть дерево познания добра и зла. Вот только имея печальный опыт человечества, и зная безмерную любовь Господа, уже никто не пожелает отведать запретного плода. Но закон "Ибо возмездие за грех - смерть" (Рим 6:23) будет оставаться вечно. Я, конечно, могу в этом ошибаться, но это весьма даже реально.

Интересен также Ваш подход к "вечному огню", явленному в Боге. Вот только мне кажется, что огонь из процитированных Вами текстов, и огонь на жертвеннике, а тем более огонь ада, не имеют ничего общего между собой. Это омонимы, если хотите, то есть слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению. Действительно, Бога можно сравнить с пламенем огня. Но будет ли это тот же огонь, что попалит дьявола и его последователей? Пророческие слова, говорящие о сатане, раскрывают нам, как будет происходить наказание: "Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки" (Иез 28:18,19). Это несколько не похоже на то, чтобы огонь ада и огонь Божий были одним и тем же огнем. Более того, отождествляя огонь с Богом можно зайти слишком далеко - мы знаем огнепоклонников, которые поклонялись стихиям природы.

Да, на основании Библейских текстов мы подчас можем вывести довольно странные философские теории. Но во всем должна быть мера. Очень многое мы не можем знать более, чем это нам открыто. Никто из испытавших на себе воздействие вечного огня Божьего, не остался в живых. Так что нам нет смысла гадать на эту тему. В Библии и так все довольно ясно сказано и о Боге, и об огне жертвенника, и о б огне ада.

А насчет вечного, мы это уже обсуждали раньше, говоря об аде. Понятие "вечный" в Священном Писании имеет значение "до тех пор, пока длится жизнь". То есть, вечный огонь никто не сможет затушить до тех пор, пока от того, что горит, не останется один лишь пепел. А тогда огонь прекратится за ненадобностью. Этот вывод мы делаем на основании того, что огонь, которым сожжены Содом и Гоморра назван вечным, но он давно уже потух (Иуды 1:7), а также мы находим тексты наподобие Мал 4:3, которые говорят, что нечестивые в аду будут превращены в пепел... Вечного в значении "не имеющего конца", нет ничего, кроме одного Бога, который дарует и поддерживает жизнь всему.

Откуда приходит и куда уходит душа человека?

Рейтинг пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Отвечает: Василий Юнак

462. Ludmila (l_u@???.ru) пишет: "Откуда "приходит" душа при рождении человека и куда она "уходит" после его смерти?"

Люди, которые не желают в точности принимать Библейское учение, а смешивают его с различными философиями, рано или поздно попадают в тупик. Один из тупиков, в который попало христианство, это учение о бессмертии души. Причем, для того, чтобы хоть как-то найти ответ, не отказываясь от этого учения, такие запутавшиеся богословы начинают смешивать понятия. Вот и этот вопрос оттуда же. Нет, я не имею ничего против Вас, Сестра Людмила. И не имею ничего против множества других христиан, не имеющих ничего общего с теми горе-богословами, о которых я вспомнил. Просто я думаю о множестве христиан введенных в заблуждение теми, кто упорствует в попытках смешать Божье Слово с учением человеческим.

Итак, чтобы ответить на этот вопрос, его надо разделить на две совершенно разные части. То есть, отделить истину от заблуждения, которые в этом вопросе смешались. (1) Что "приходит" в человека в момент рождения и "уходит" из него в момент смерти? и (2) Что такое "душа" в Библии и чем она отличается от "духа"?

1. Есть стандартное понятие в христианстве, что в момент смерти некая субстанция человека, какая-то составная часть его, отделяется от тела и уходит куда-то, чтобы существовать вечно, а все остальное умирает. Эту часть называют душой. После смерти душа якобы попадает в рай, ад или чистилище (все зависит от конфессиональной принадлежности христианина), она испытывает мучения или наслаждения, она может общаться с другими душами и существами... Вот такое представление имеется у многих людей. Оно поддерживается разного рода проповедниками и священнослужителями. Но большинство людей даже и не подозревает, что все это СОВЕРШЕННО ПРОТИВОРЕЧИТ УЧЕНИЮ БИБИЛИИ!

Во-первых, Библия вовсе НЕ учит о том, что человек состоит из трех частей. Библия вообще НЕ говорит об устройстве человека. Семитское мышление, в отличие от греческой философии, никогда не вникало в структуру вещи, а уделяло основное внимание значению вещи. Но даже те немногие места, которые говорят о строении человека, о его рождении, жизни и смерти, не позволяют считать, что в человеке есть какая-то бессмертная часть, могущая существовать вне самого человека или его тела. Всякие трансформации жизни, будь то бессмертие, перевоплощение, или еще что-либо - это не из Библии, и не от семитских религий, а пришедшее извне, из восточных и западных философий и религий.

Библия учит о том, что Бог сотворил человека по образу Своему из праха земного, а потом вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и в этот момент человек СТАЛ живой душой: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт 2:7). Да, есть тексты в Библии, которые якобы показывают "тройственность" человека: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фес 5:23). Но этот же текст, если воспринять его буквально, противоречит тому самому расхожему мнению об отделении тела от души и духа, потому что он говорит о "целости" и "полноте", о сохранении всех трех компонентов вместе.

2. Таким образом, под словом "душа" в Библии подразумевается либо весь живой человек (равно как любое другое животное), либо "душа" еще употребляется в смысле "чувства человека", когда речь идет не о физическом устройстве, а о восприятиях человека. В этом смысле "дух" уже не просто "дыхание", а "разум" человека. Библия это определяет так: "Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе" (Дан 5:14). "Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (1Кор 2:11). Итак, под духом подразумевается разум и знание человека. Душа, с другой стороны, это чувства и похоть.

"Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов" (1Кор 2:12-16). Душа в данном случае олицетворяет греховные наклонности, а дух - праведные побуждения. То же самое мы видитм и в других текстах: "Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое" (Иак 3:15,16). "Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа" (Иуды 1:18,19). Как видите, оказывается душа и дух могут быть несовместимыми в человеке. И это верно, если мы понимаем их не как составляющие человека, а как его состояние: "сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное" (1Кор 15:44). "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" (Мф 6:24).

Добавлю к сказанному еще несколько текстов:

"И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло" (Быт 7:21,22). "доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих" (Иов 27:3). - Эти тексты говорят о том, что дух в человеке равен дыханию.

"И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони" (Быт 35:18) - Единственный текст в Библии, говорящий о "выходе" души из человека во время смерти. Но при тщательном анализе оказывается, что это просто означает окончание жизни, а не отделение некоей субстанции.

"А человек умирает и распадается; отошел, и где он?" (Иов 14:10). "Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах" (Иов 34:14,15). "Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его" (Пс 145:4). "отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой - созидаются" (Пс 103:29,30). Эти тексты еще раз показывают, что к Богу возвращается не душа, а дух, то есть дыхание. А душа, то есть разум, чувства, мысли - умирает и исчезает.

Еще статьи...

Страница 49 из 55


Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139
ТЕКУЩАЯ СТРАНИЦА: Читать ответы Смерть, рай и ад, душа и дух

Библия

planning

Библия в русском синодальном переводе, украинском переводе Ивана Огиенко, английском переводе King James Version.

+ Узнать больше...

Подписка

planning

Если Вас заинтересовали материалы нашего сайта, подпишитесь на еженедельную полнотекстовую рассылку самых интересных материалов.

+ Узнать больше...

Словарь

planning

Библейский словарь (энциклопедия а. Никифора) поможет вам разобраться в Библейской терминологии, в значении того или иное имя библейского персонажа.

+ Узнать больше...

Вопросы?

planning

Наши ответы на различные вопросы пользователей помогут лучше понять библейское видение семьи, здоровья человека, истории, обрядов и тд.

+ Узнать больше...

Pеклама


Notice: Undefined variable: echo_link in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/modules/mod_sape/mod_sape.php on line 214

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.


Notice: Undefined variable: echo_link in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/modules/mod_sape/mod_sape.php on line 214

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.