Отвечает: Виктор Белоусов
Игорь спрашивает: "Из Ваших слов Виктор, я понял, что Вы признаете, что будучи человеком на земле, Иисус подчинялся своему Отцу, но после возвращения на небо он, по-Вашему, стал во всем равным Отцу. "Мир Вам, Игорь!
Есть тексты в Библии, которые говорят как о подчиненности Сына Отцу, так и о равенстве с Ним. Мы не можем упростить (к радости или к сожалению) взаимодействие Отца и Сына к линейной армейской иерархии.
30 Я и Отец - одно.
(
Иоан.10:30)
23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
(
Иоан.17:23)
Это ближе к семейным отношениям любви, где вроде как есть главенство и подчиненность (в разных вопросах главенство может принадлежать как мужу, так и жене), и при этом есть равенство, взаимосоединенность двух супругов. Иисус не творит что-то эгоистично в конкуренции Отцу, самоутверждаясь и оспаривая Его власть, наоборот - Он старается во всем угодить Отцу, а Отец являет Свое благоволение Сыну, чтобы Сыну поклонилось всякое колено. Это единство, это партнерство, это
взаимоотношения.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога.
(
Рим.14:11)
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
(
Фил.2:10,11)
Это гармоничные семейные отношения.
19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо,
что творит Он, то и Сын творит также.
20 Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.
21 Ибо,
как Отец воскрешает мертвых и оживляет,
так и Сын оживляет, кого хочет.
22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,
23
дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
(
Иоан.5:19-23)
18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога,
делая Себя равным Богу.
(
Иоан.5:18)
38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
(
Иоан.6:38)
Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров, говорящих о равенстве по статусу Сына с Отцом.
Например:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
(
Фил.2:6-8 - Синодальный перевод)
6 Который, будучи в образе Божием, не счёл для Себя хищением быть равным Богу,
7 но уничижил1 Себя, приняв образ раба, быв в подобии человеческом и по виду став как человек.
8 Он смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной.
(
Фил.2:6-8 - еп. Кассиан)
6 Он, по природе Бог, не держался за равенство с Богом,
7 но добровольно лишился всего, приняв природу раба и человеком родившись. Он был во всем человеку подобен,
8 но еще больше себя умалил и так был послушен, что принял и смерть саму - смерть на кресте.
(
Фил.2:6-8 - Совр перевод Российского Библейского Общества)
6 Он, по самой природе Своей Богом будучи, за это Свое равенство Богу не держался,
7 `Божественностью Своей` поступился и принял образ раба, уподобившись `смертному` человеку. И по виду `Своему` признанный `всеми` за человека,
8 Oн в смирении Своем и послушании смерть принял, смерть на кресте.
(
Фил.2:6-8 - перевод Кулакова)
6 Who, being in very nature God, did not consider equality with God something to be grasped,
7 but made himself nothing, taking the very nature of a servant, being made in human likeness.
8 And being found in appearance as a man, he humbled himself and became obedient to death--even death on a cross!
(Php.2:6-8 - New International Version)
Можете открыть подстрочный перевод Нового Завета с греческого или посмотреть слова на греческом через симфонию Стронга.
Смысл один (в скобках синонимы или комментарии):
"Он, являясь формой ("морф" греч) Бога, не полагал (считал) грабежем быть равным (одинаковым) Богу, но сделал Себя пустым (тщетным, опорожненным) приняв форму ("морф" греч) раба (невольника, слуги)..."
Это слово на греческом "
равный" еще встречается в следующих стихах (можете проверить по греческому тексту НЗ):
18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя
равным Богу.
(
Иоан.5:18)
34 И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно
столько же.
(
Лук.6:34)
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты
сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
(
Матф.20:12)
16 Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его
равны.
(
Откр.21:16)
Смысл очевиден.
Дальше. Где же восседает Христос после воскресения?
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.
(
Евр.1:8)
21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.
(
Откр.3:21)
Что это за престол?
2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;
3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.
4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;
6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
(
Откр.4:2-6)
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
(
Евр.8:1) - воссел "одесную" - это сел справа. В Откровении мы читаем как Иисус в образе Агнца находится рядом с престолом. При этом есть несколько еще более интересных текстов:
17 ибо Агнец, Который
среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.
(
Откр.7:17)
Слово "среди" с греческого обозначает "средний, центральный, находящийся посередине". Т.е. прямое указание что Агнец уже находится не рядом, а посередине самого престола с Отцом.
Еще текст:
14 Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
15 За это они пребывают [ныне] перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и
Сидящий на престоле будет обитать в них.
(
Откр.7:14,15)
Сидящий на престоле будет обитать в спасенных. Вопрос - давайте посмотрим, кто по Новому Завету будет
обитать (с греч - "жить в палатке, шатре") в спасенных (и соответственно - кто Сидит на престоле)?
Слова Иисуса:
23
Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
(
Иоан.17:23)
4
Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
(
Иоан.15:4)
7 Если
пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
(
Иоан.15:7)
Слова Павла:
27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть
Христос в вас, упование славы,
(
Кол.1:27)
И еще один аккорд:
24 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и
вы пребудете в Сыне и в Отце.
(
1Иоан.2:24)
Парадоксально - говориться о том, что спасенные будут в Сыне и в Отце, и Сын и Отец будет в них.
23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и
Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
(
Иоан.14:23)
Благословений Божьих Вам,
Виктор