Узнай:

Иисус Христос, Его жизнь

Диалог о божественности Христа

Отвечает: Василий Юнак

Владимир Китаев (v_kitaev@???.ru) пишет: «Здравствуйте! Прочитал в вашем комментарии о том, что Бог установил законы, требовавшие смерти грешника. Но тогда по вашим утверждениям выходит, что Бог — убийца. Но поймите. На небе развернулась по сути юридическая (логических доводов) война. Бог дал свободу и самоопределение всему творению. Человек сам доверил себя дьяволу, — стал грешником, отступником. Сатана (дьявол) выдвинул условия перед Богом, вроде бы логичные и справедливые, — за грех — смерть. Человек тем самым приобрел смертность. Сам человек теперь не мог победить смерть. Но и Бог выдвинул справедливые условия, — если умрет безгрешный, то закон этот (условия дьявола) будет отменен. Этим умершим безгрешным и стал Иисус. По своей воле, так как знал, что этого хочет Отец. И не Бог умер на кресте, как вы всё твердите. Бог не может умереть, так как является Вседержителем, т.е. управляет всем Творением. Если бы Он умер, то и все Творение бы исчезло. Умер как раз Мессия (Христос) — единородный Сын Божий, Первенец, "...начало творения Божия (Откр.3:14)". Пророк Даниил по этому поводу писал: " И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет" (Дан.9:26).

И не будет. Вдумайтесь в эти слова. Об этом же говорил Иисус на кресте, цитируя Писание: "Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? (Пс.21:2)". И не было Его три дня (Матф.16:4). И еще. Хватит морочить людям головы какой-то непостижимой "Троицей". Об этом много было споров. Но прочитайте вот эти выдержки из Библии. Именно прочитайте все эти места. Они не вырваны из контекста, как это часто бывает у вас.

/Тексты, приведенные братом Владимиром, будут рассмотрены в теле ответа/

Отвечает Василий Юнак:

#Приветствую Вас, Брат Владимир!

Мы не называем убийцами тех государственных деятелей, которые принимают законы о смертной казни; мы не называем убийцами тех, кто выносят смертные приговоры. Мы даже не называем убийцами полководцев и воинов в армии… Есть разница между убийцей, нарушающим закон, и тем, кто отнимает жизнь у человека во исполнение закона. Это я говорю даже не с богословской, а с юридической точки зрения.

Вы правы, Библия говорит именно о том, что на небе произошла война (Откр 12:7). И между прочим, Адвентисты Седьмого Дня все свое богословие основывают на понимании этой войны или, как у нас принято говорить, Великой борьбы между Христом и сатаной.

Бог действительно дал человеку свободу, а вот в отношении «самоопределения» я бы подумал. Это интересное слово, которое сегодня довольно популярно в мировой политике, но которое очень часто используется неверно, скорее всего, в силу обычного непонимания его истинного значения. Для того чтобы это стало понятно, позвольте применить его к взаимоотношениям родителей и детей, что в большой степени отображает взаимоотношения Бога и человека – по крайней мере, Библия постоянно прибегает к этому образу. Мы согласимся с тем, что родители дают свободу детям. Кто-то может спорить о степени этой свободы, кто-то может приводить в пример отдельных авторитарных, а то и деспотичных родителей, но мы говорим о принципе. Можем ли мы сказать, что родители вместе с этой свободой дают также и право самоопределения? Могут ли дети, воспользовавшись своей свободой, выбрать себе другую семью и других родителей? Я понимаю, что это большой вопрос, но я хочу сказать, что понятие свободы далеко не всегда включает в себя самоопределение и другие аспекты. Свобода не подразумевает вседозволенность и анархию. Свобода всегда подразумевает определенные рамки и границы, определенные законы и ответственность за нарушение законов.

Было ли это сделано осознанно? Возвратимся к той же иллюстрации родителей и детей. Я покупаю ребенку дорогую игрушку или полезную вещь. На улице кто-то хитрым обольщением приводит ребенка к тому, что тот охотно обменивает эту ценную вещь на пустышку, а то и на что-то вредное и опасное. Должен ли я, как родитель, давший свободу ребенку, вмешаться в эту сделку? Действительно ли этот ребенок способен на «самоопределение»? Примените эти вопросы к ситуации наших прародителей.

Далее, откуда Вы взяли, что условие «за грех – смерть» было выдвинуто сатаной? Если читать Библию внимательно, то это условие поставлено Богом, а сатана обещал иное: «нет, не умрете» (Быт 3:4). Я хочу сказать, что изначальные предпосылки Вашего вопроса ошибочны, потому Вы и увидели противоречие в Библейском учении.

Давайте посмотрим на эту ситуацию иначе. Ради того, чтобы ответить на Ваше письмо быстрее, позвольте мне сейчас не цитировать Библейские тексты, но если Вы усомнитесь в библейском основании какого-либо моего утверждения, то я его обосную конкретно в ответ на Ваш запрос. Итак, изначально во вселенной мы имеет одного лишь Бога и больше ничего и никого. Затем Бог начинает творить. Он создает ангелов и миры, населенные разумными существами. Все разумные существа, в число которых входят и ангелы и человек, сотворены со свободной волей выбора. Бог есть Любовь, а потому все Его правление абсолютно основано на любви со всеми вытекающими из этого последствиями. В то же время Бог – всезнающий и мудрый, равно как и всемогущий. Бог создал разумных существ свободных потому, что Он не мог бы оставаться любящим и общаться с запрограммированными роботами, не способными на произвольное сознательное проявление ответной любви. С другой стороны, эта свобода подразумевала возможность свободного выбора не подчиняться закону любви и Самому Богу. Но что произошло бы тогда? Только хаос. Попробуйте навстречу упорядоченному движению (людей, транспорта, частиц…) пустить некий хаотический элемент, который будет двигаться так, как ему угодно – что получится? Если этот хаотический элемент не остановить и не убрать, то очень скоро все вокруг превратится в хаос и беспорядок, который будет расходиться от центра во все стороны. Потому, ради сохранения свободы тех, кто придерживается порядка, просто необходимо удаление того, кто этого порядка придерживаться не желает. В этом суть всех законов. И у Бога есть законы. Вот мы и пришли к тому, что «возмездие за грех есть смерть». Этот закон существовал изначально в Божьем творении, и Бог представил его вновь сотворенному человеку при первом удобном случае. С другой стороны, создав такую рискованную свободу, длящуюся вечно, Бог попросту не мог не предусмотреть противоядие от греха. Иначе на протяжении вечности этот хаос неминуемо наступил бы привел бы к уничтожению бесчисленного числа тех, кто так или иначе оказался вовлеченным в этот хаос. Что делает Бог? У него было два варианта – либо «снайперским выстрелом» убирать каждого «инакомыслящего» прежде, чем тот создаст хаос, либо сделать нечто такое, что один раз и навсегда утвердит любовь и отнимет всякое желание сделать иной выбор. Бог пошел этим вторым путем, и в Своей премудрости Он это сделал еще до того, как вся вселенная была сотворена, «прежде создания мира», как это сказано в Библии. Этот второй путь мы называем «планом спасения», в котором Сын Божий умирает за грешника, допустив греху полностью проявить себя. И когда грех проявит себя во всей полноте, когда всем жителям вселенной будет абсолютно понятно, к чему приводит избрание «не любви», тогда Бог вполне справедливо уничтожит как сатану, так и тех, кто последовал ему, и во вселенной больше никогда не повторится грех – не потому, что Бог будет его подавлять, а потому, что имея урок, больше никто не пожелает избрать иной путь.

Итак, в Вашей предпосылке еще одно неверное понимание Библии – не любой безгрешный может умереть за грешного. Божий план спасения гораздо сложнее. В нем умирает не просто «безгрешный», а Сам Бог, законодатель. Потому что законы Божьи не могут быть отменены.

Верно, Бог умереть не может, потому что Он – источник жизни, имеющий жизнь Сам в Себе. И когда я выше сказал о смерти законодателя, я должен был добавить «но Бог умереть не может…» И здесь мы вынуждены прийти к Единству Бога, которое подразумевает, что если бы Бог был ОДИН, то Он не мог бы быть ЕДИН. ЕДИНСТВО всегда подразумевает множественность, которая объединена.

По поводу «начала творения Божьего» – даже на русском языке эта фраза может означать две разные вещи: либо Он был первым СОТВОРЕННЫМ, либо Он был первым СОТВОРИВШИМ. Если мы принимаем Библию как единое целое, как Слово Божье, в котором нет противоречий, то в соответствии с первой главой Евангелия от Иоанна мы должны принять именно второй вариант истолкования этой фразы, потому что первые стихи этой главы говорят, что «через Него все начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Да и другие тексты Библии ставят его ПРЕЖДЕ «всякой твари» или всякого творения, поставляя Его существование «от начала, от дней вечных», делая Его безначальным. И действительно ли Его «не было» три дня? Я думаю, что над этими фразами следует тщательно поработать, если мы желаем включить их в наше обсуждение. Хотя, полагаю, что этого не потребуется.

Вообще-то, я тоже против «троицы». Я против употребления этого непонятного слова, которое у каждого принимает свой смысл и оттенок. Но я никак не могу отказаться от Библейского «Отца и Сына и Святого Духа». Это можно толковать по-разному, но перечеркнуть – нет, я не могу перечеркнуть Слово Божье. Я могу согласиться, что в природе Бога много неясного. Мы, люди, своим ограниченным умом не можем постичь непостижимого Бога. И Библия предупреждает нас не мудрствовать сверх написанного, говоря, что нам открыто о Боге не все, но достаточное для нашего спасения. Проблема в том, что утверждающие ОДИНСТВЕННОСТЬ Бога в противовес библейскому ЕДИНСТВУ Бога, впадают в другую крайность. И если одни христиане создали трех богов, то другие исказили понимание Бога, уподобив Его человеку, «твари», против чего Библия предостерегает нас.

Дальше в Вашем письме идут библейские тексты, которые Вы приводите в защиту однобожия и сотворенности Христа. Мы рассмотрим каждый из них, но, похоже, мы совершенно упустили первоначальный вопрос – является ли Бог убийцей. Интересует ли Вас этот вопрос, или Вы задали его с тем, чтобы от него перейти к вопросу о троице?

4 Слушай, Израиль: הוהי, Бог наш, Господь един есть; (Втор.6:4)

Да и Аминь! – Бог Един, и это значит, что Элохим (мн.число от Эль) – единый Бог, а не много разрозненных богов. Этот текст никак не противоречит представлению о «триЕдином» Боге.

Стих Втор 6:4 в оригинале дословно звучит: "Слушай Израиль, Яхве Элохим - единый Яхве". При этом слово "единый" (по евр. "ехад") в словаре Стронга под номером 259 имеет значение "объединенный в одно, один, первый, каждый..." и происходит от слова под номером 258 со значением "объединять". Слово Элохим (Бог) представляет собой множественную форму от слова Эль (Элоах), имеющего значение "Бог".

6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. (Иов.1:6)

(Сатана-то, оказывается, тоже является сыном Бога. Поэтому определение "Сын Божий" не является ипостасией "Троицы".)

Согласен, «Сын Божий» не есть эксклюзивное имя Иисуса Христа и не используется эксклюзивно как обозначение одной из личностей Божества. Именуя Бога своим Отцом, я в то же самое время отцом могу называть и другого человека, а может и нескольких в определенном смысле. В то же время у Иисуса Христа было и другое имя – Сын Человеческий. Имена и титулы Бога в Библии чаще всего используются описательно для подчеркивания той или иной функции, которая сообщается в том или ином тексте.

Что же касается сатаны, то с точки зрения творения, он действительно являлся сыном Божьим. Хотя указание о том, что он пришел СРЕДИ НИХ, скорее показывает то, что он был не один из них, а только присоединился к ним. Проблема в другом: Библия под сыновничеством подразумевает не только физическое родство, но чаще всего духовное родство. Потому дети Божьи противопоставляются детям человеческим. Если мы будем использовать этот признак, то Сын Человеческий – Христос окажется на прямо противоположной стороне. Кстати, и Христос и сатана в Библии также названы «утренней звездой» и «князем мира». Стоит ли на этом основывать какую либо теорию?

6 Так говорит הוהי, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, (Ис.44:6)

Если мы принимаем Библию как одно целое Слово Божье, не содержащее противоречия, а только дополняющее самое себя, то этот текст скорее доказывает божественность Иисуса Христа, чем опровергает. Судите сами: Царем на троне Давида по пророчеству должен быть Мессия, то есть Христос; Искупитель – Христос; Первый и Последний – это имя Иисуса Христа в Откровении, встречающееся четыре раза и относящееся только ко Христу. Там еще есть и другие подобные высказывания – Альфа и Омега, Начало и Конец. А то, что кроме Него нет иного Бога, то это верно, если учесть, что Библейский Бог – это множественное число, представленное в единстве Божества. Читая описание Бога в Библии можно сразу же увидеть, что общепринятое изображение Бога в виде седого старца вовсе не соответствует действительности.

32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

(Мар.13:32)

Верно, если учесть, что будучи на земле Христос ни разу не воспользовался Своей божественной природой, но во всем зависел от Отца. Но в Нем все же обитала вся полнота Божества, как это сказано в Библии. Потому Христос мог знать лишь то, что на тот момент Ему было открыто Богом.

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; (Лук.18:18,19)

Разве этими словами Христос отрекся от того, что Он также является благим или Богом? Точно так же, как в свое время Бог вопрошал: «Адам, где ты?» в стремлении пробудить в грешнике чувство раскаяния, так и теперь Христос задал вопрос богатому юноше, желая заставить его задуматься именно о божественном статусе этого Учителя. Другими словами, Христос как бы говорил юноше: «А ты осознанно приписываешь Мне божественные качества?» Атеисты любят приводить вопрос Бога к Адаму как свидетельство того, что Бог не всезнающий и не всеведущий, потому что якобы не смог увидеть спрятавшегося за кустиком Адама. Несостоятельность такого утверждения очевидна.

9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. ( 1Иоан.4:9)

В чем вопрос, в единородстве? Позвольте задать Вам вопрос: а когда был рожден Сын Божий? Только ответьте на этот вопрос библейским текстом! Если Вы ответите, что Он родился в Вифлееме от Марии, то будете неправы хотя бы потому, что Библия отчетливо утверждает существование Сына Божьего до Его рождения от Марии. Думаю, что об этом спорить нам не придется. А вот если Вы скажете, что Он был рожден «прежде всякой твари» (Кол 1:15), то непременно Вам придется процитировать и парочку последующих текстов, которые утверждают Его как Творца вселенной, что соответствует также и первой главе Евангелия от Иоанна. Но я бы обратил Ваше внимание на связанный с этим стих Кол 1:18 и конкретное указание времени и метода рождения Иисуса Христа – Деян 13:32-33. Библия ясно и недвусмысленно утверждает, что рождение Сына Божьего – это Его воскресение от смерти. Он рожден прежде создания мира потому, что Он – Агнец закланный от создания мира. Но Он же является не только Искупителем, но и Творцом всего. И потому будет весьма уместно дополнить картину Сына Божьего, упомянув мессианское пророчество Исаии 9:6, называющее Мессию Богом крепким и Отцом вечности.

19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. (Иоан.5:19)

Аминь! Это только подтверждает единство Отца и Сына. Я уже упоминал этот текст ранее, говоря о том, что Христос на земле не пользовался Своей божественной силой. Это было для того, чтобы Он мог подавать пример людям в благочестивой жизни, чтобы Он мог сказать Своим ученикам, что те смогут совершить еще большие дела, чем Он совершал. Но опять таки, принимая этот текст, непременно надо принять и следующие слова Христа, сказанные в продолжение этой мысли, а именно, что Сыну надлежит такая же честь, как и Отцу (ст 23), а это подразумевает поклонение, не так ли? И еще: Сын имеет жизнь в Самом Себе (ст 26), а это уже исключительно божественное качество. И между прочим, иудеи увидели в этих словах равенство Христа с Богом (ст 18). Почему Вы не желаете увидеть этого?

30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. 31 Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. (Иоан.5:30,31)

Вместо того, чтобы цитировать отдельно стих 19 от стихов 30 и 31, надо было просто неразрывно прочесть стихи 17 по 31, и тогда вопрос отпал бы сам по себе. А так получается, что Вы просто выдрали из контекста удобные Вам тексты, упустив суть.

49 Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. (Иоан.12:49)

Давайте внимательно рассмотрим контекст этого высказывания: Христос говорит о Своей смерти, а Ему отвечают, что Христос, согласно Писания, вечен! (ст 34). Вы понимаете, что значит «вечен»? Это значит, что иудеи в Ветхом Завете увидели, что Мессия на самом деле равен Богу. Конечно же, они не желали увидеть Мессию в плотнике из Назарета. Но для нас главное то, что Писание учит о вечности Мессии. Далее Христос обращается к пророчеству Исаии, и мы уже цитировали Исаию на предмет вечности и божественности Мессии. И говорит: «Видящий Меня видит Пославшего Меня» (ст 45). Как иначе понять эту фразу, чем так, как Христос говорил в другом месте «Я и Отец – одно».

24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. (Иоан.14:24)

Пояснение смотрите выше. Хотя Сын и Отец – одно, но на земле Сын не использовал Своей божественной силы, показав пример зависимости от Отца.

28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. (Иоан.14:28)

«Отец Мой более Меня» - Как понять неравное равенство? Только так, как показывает Библия. Я не смею ни умалить отдельные тексты и слова Писаний, ни придать им больше значимости, чем они имеют на самом деле. Если в одних текстах Сын и Отец представлены равными, Их функции творения и источника жизни равны, то в других текстах Они представлены в разных статусах, когда Один выше Другого. Да и само положение Отца и Сына уже подразумевает некоторую подчиненность последнего первому. И это верно: Отец послал Сына, то Он уже выступает как старший и больший. Несколько личностей божества только в том случае имеют смысл, если среди них внутри Божества есть разделение функций. Тогда Они равны между собой в статусе Бога, но могут быть подчинены друг другу в определенной степени по части исполняемых функций.

15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; (Кол.1:15)

Я полностью прокомментировал этот текст в ответе на 1Ин 4:9.

3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. (1Кор.11:3)

Смотри комментарий на Ин 14:28.

27 потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. 28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. (1Кор.15:27—29)

Стихи 24 и 25 показывают, что здесь речь идет о времени после второго пришествия Христа, и соответствует описанному в книге Откровение, где Христос получает царство и садится на престол Отца. Если мы внимательно изучим эту тему, то увидим, что в итоге на престоле остаются Отец и Сын на равных. То есть, то различие в Божестве, о котором нам пришлось говорить в комментарии к Ин 14:28, которое появилось вследствие необходимости Сыну сойти на землю и уподобиться человеку, это различие сейчас потеряет актуальность. Тогда Сын придет к завершению необходимость в покорности Сына Отцу и Бог будет дальше един во всем, равный во всех Своих ипостасях. Ведь первоначально в Ветхом Завете все три личности Божества были на небе, и потому для человека не различались иначе, как только говорилось о Едином Боге. Затем Сын нисходит на землю и появилось различие двух личностей – Отец на небе, единый с Духом, и Сын на земле. Когда же Сын возвратился на небо, на землю был ниспослан вместо Него Дух. Кажется должно по прежнему остаться две части – Отец и Сын на небе, а Дух на земле. Но ввиду того, что Сын должен исполнять определенную функцию Ходатая, то на небе остаются отчетливо две личности Божества и третья – на земле. Когда же после тысячелетнего царства будет восстановлена первоначальная гармония во вселенной, то разделение земля-небо исчезнет, а вместе с ним и произойдет то, что в данном тексте названо «да будет Бог все во всем».

13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе 14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, 15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, 16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь. (1Тим.6:13—16)

Единый не значит «единственный». И опять таки, пытаясь понять, кто есть Кто, мы можем долго спорить – этот Единый есть Отец или Сын? Потому что здесь этот Единый представлен Царем царей и Господом господствующих. Но в Откровении дважды указано, что этот титул принадлежит именно Христу! Если мы не объединим Отца и Сына в одно бессмертное Божество, то нам трудно будет уладить это противоречие. Видя все это, я не могу придти к иному выводу, как только признать единство Божества в трех лицах.

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; (Фил.2:5—7)

Именно так, равенство Сына с Богом не было противозаконным или посягательством на чужое. Это сатана, пожелавший быть равным Богу посягнул на хищение. Но будучи равным Богу, Христос уничижил Себя до уровня самого низкого человека. Так есть ли разница между Богом и равным Богу? Я считаю, что нет разницы. И потому в других местах неоднократно сказано, что Христос есть Бог.

8 хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, (Евр.5:8)

5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею 6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. (Откр.1:5—7)

Не вижу в этих текстах предмета спора.

12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. (Откр.3:12)

Да, Христос называет Отца «Своим Богом». И в этом нет проблем, потому что в другом месте Бог называет Его Богом: «Сказал Господь Господу моему». И оригинал предполагает абсолютное равенство одного Бога другому.

14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: (Откр.3:14)

Мы уже рассмотрели этот текст в первой части письма, и к этому стоило бы добавить толкование на 1Ин 4:9. Здесь «начало создания» имеет значение, что не с Него начал Бог творить, но что Он начал творить и положил начало творению.

Но самое яркое доказательство того, что Иисус является частью Творения, представил Он сам. Вот что Он говорит апостолам: 1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — земледелец. (Иоан.15:1) 5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. (Иоан.15:5)

 Вот если бы не было всех предыдущих текстов, то я мог бы еще согласиться с Вашим предположением. Но, как и все прочие символы, символ лозы и ветви не является всеобъемлющим. Он показывает зависимость учеников от Учителя, но никак не свидетельствует о природе Христа. Это совершенно разные темы. Представляя символ лозы и ветвей, Христос учил именно о единстве, и ни о чем другом.

Здесь Он в символах раскрывает суть. "Я есть лоза, а вы ветви". То есть, Он и мы, люди, являемся единым целым — Творением, которое возделывает (ну, в символах, конечно) — земледелец — Бог. И как ветви не могут расти без лозы, так и люди не могут существовать без Христа. И не говорите, что догмат "Троицы" был откровением для "святых" отцов церкви. Со смертью апостолов закончился век пророков: "Семьдесят седмин (семилетий) определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. (Дан.9:24)".

А вот этого я, кажется, не говорил. И я совершенно не понял, к чему этот последний аргумент. Пожалуйста, поясните. Я мог бы еще достаточно текстов привести в пользу божественности Иисуса Христа. Чего стоит одна лишь первая глава Евангелия от Иоанна! Ну еще есть ряд других текстов, где Христос недвусмысленно назван Богом.

Благословений!

Василий Юнак

Вопрос о родословной Иисуса

Отвечает: Василий Юнак

3.86. Михаил Носов (michaelnosov@???.ru) пишет: "В рассылке ? 25 прочитал Ваш ответ Serg Sidorov (dale@???.net)по поводу различия родословных Иисуса в Евангелиях от Матфея и Луки. В своем ответе Вы пишете: "Ни одно из этих Евангелий не имеет неточностей, по крайней мере в списке родословных." Означает ли это, что за пределами родословных в Евангелиях могут быть различия? Матфей насчитывает 42 рода от Авраама до Христа, однако с учетом того, что он не указывает Охозию (1 Пар 3:11), Иоаса (1 Пар 3:11), Амасию (1 Пар 3:11), Иоахаза (4 Цар 10:35), Иоакима (4 Цар 23:34), Седекию (4 Цар 24:17), видимо, родов должно быть больше?

Вы пишете: "...я уверен, что большинству из нас абсолютно все равно, чьим потомком был Иисус... Важно только, что Он был совершенным человеком и совершенным Богом одновременно." Я не не совсем согласен с Вами, поскольку, если бы Иисус не был бы потомком Давида, Он, согласно ветхозаветным пророчествам не был бы мессией. Так что лично мне не все-равно, чьим потомком был Иисус.

Вы пишете: "Для евреев родословная была представлена именно так, как и велась в их списках - по отцу. Именно так Иисус был зарегистрирован во время переписи, как сын Иосифа." Лука ничего не пишет о том, был ли совершенный Бог и совершенный Человек, потомок Царя Давида зарегистрирован в качестве подданного Римской империи. Если бы Иисус был зарегистрирован, Лука непременно бы написал. Вопрос, почему подданные тетрарха Галилеи и Переи Ирода Антипы (а именно он правил в Галилее, когда Квириний (Лк 2:2) был легатом Сирии) ходили на перепись в соседнее государство (Римскую империю), интересный, но сейчас не об этом.

Вы пишете: "...Матфей, который писал свое Евангелие первоначально на древне-еврейском языке для евреев." Если я не ошибаюсь, первым, кто упоминул еврейский, как оригинальный язык Евангелия от Матфея, был Евсевий Кесарийский. Со времен Евсевия (который сам ссылается на Папия) ученые провели немало лингвистических анализов и каких-либо убедительных свидетельств тому, что Евангелие от Матфея является переводом с еврейского, не обнаружили. Наоборот, выяснилось, что греческий язык Евангелия очень сильно зависит от Марка и от источника Q, который был на греческом. Многочисленные (справедливости ради надо отметить, что не все) цитирования Ветхого Завета по Септуагинте, а не по Мазоретскому тексту, ставят вопрос: почему Матфей писал по еврейски, а Ветхий Завет цитировал по гречески? Почему отдельные слова в Евангелии (например, слова Иисуса на кресте), не были переведены с еврейского?

Вы пишите: "В своей раскладке родословной Лука ведет уже линию матери Иисуса, но все равно начинает от Иосифа - так уж было принято, ничего с этим не поделаешь." Не могли бы Вы разъяснить, как Лука ведет родословие с матери Иисуса, но начинает это родословие с отчима Иисуса? Не могли бы Вы разъяснить, почему Вы считаете, что Лука дает родословие по матери, а Матфей по отцу Иисуса, а не наоброт, - Матфей - по матери, а Лука - по отцу. Лука, ведь, не уточняет, что он дает родословие по матери. могли бы Вы привести примеры родословий по матери, которые начинались бы с ее мужа?

Вы пишете: "Мы же должны научиться видеть главное, и не зацикливаться на второстепенном." Я не спрашиваю, кого Вы имеете ввиду. Однако, позвольте спросить, что Вы в данном случае считает второстепенным, на чем не следует зацикливаться."

Дорогой Брат Михаил! Вы задали шесть вопросов относительно родословной Иисуса Христа. Я постараюсь ответить на них по порядку.

1. Различия в тексте Евангелий еще не означают противоречий. Различий есть довольно много, причем, по мнению некоторых, весьма значительных. Но все эти различия - это взгляды со стороны разных людей. Попросите двух очевидцев описать одно и то же событие, и вы обнаружите, насколько по-разному, хотя и не противореча друг другу, и не искажая фактов, они могут описать это событие. Да, в Библии существуют неточности переводов и ошибки переписчиков. Часто пометки на полях со временем включаются в текст при последующей переписке. Иногда, ввиду грамматических особенностей древнееврейского и древнегреческого текстов, а также ввиду утери подлинного значения какого-либо слова, лингвисты спорят о конкретном смысле и правильности перевода отдельных фраз. Но моя позиция, равно как и многих верных христиан (а также и иудеев по отношению к Ветхому Завету), заключается в том, что в своем оригинале Библия не имела ошибок. Другое дело, что она не всегда передавала абсолютно все детали происходящего.

В отношении количества родов, Вы правы, что в реальности их должно быть больше. Но Матфей приводит сокращенный родословный список, разделяя его на три равные части, по-видимому, для лучшего запоминания. Сокращенные родословные упоминались в Ветхом Завете и ранее. Например, родословная Ездры (Езд 7:1-5) опускает шесть имен (ср. 1Пар 6:3-15), но его родословная принята, в то время, как другие были найдены не доказанными (Езд 2:62). Библия часто называет кого-либо сыном своего деда, а то и прадеда. Особенно это относится к сочетанию "сын Авраама" или "сын Давида". Подобное сокращение родословной до нескольких наиболее выдающихся имен практикуется и сегодня в арабских странах. Так что это не следует рассматривать как ошибку или искажение действительности, но это вполне допустимый для евреев вариант передачи родословной.

2. Я согласен с Вами, но говоря, что мне все равно, чьим потомком будет Христос, лишь бы Он был моим Спасителем, я подразумевал, что Господь мог бы произвести Спасителя, скажем, от Моисея (ср. Исх 32:10; Чис 14:12), тогда все пророчества звучали бы по другому.

3. Верно, Евангелие не говорит, был ли Иисус зарегистрирован, или же рождение Его наступило после того, как родители Его уже прошли регистрацию переписи. Я не задумывался об этом вопросе, но традиционно принято считать, что Иисус родился в ночь, когда Иосиф и Мария только прибыли в Вифлеем, так что они не успели зарегистрироваться до рождения их первенца. Однако мы знаем, что та же традиция считает, что волхвы пришли поклониться младенцу чуть ли не одновременно с пастухами, в то время, как до их прибытия Иосиф и Мария уже успели принести Иисуса в храм для посвящения спустя месяца полтора после его рождения. В принципе, я не вижу проблемы в том, был ли Иисус зарегистрирован или нет. Это ничего не меняет. Это даже не дало Ему римского или какого иного гражданства. И перепись служит нам только исторической вехой, согласно которой мы пытаемся более-менее точно определить год рождения Иисуса Христа. А это уже важно, так как некоторые пророчества Библии включают в себя и определенные даты жизни Христа (см. Дан 9:25).

Но я не согласен с Вами, что родителям Иисуса пришлось идти "в соседнее государство". Это были всего лишь области одной огромной Римской империи, которая включала в себя и Сирию, и Иудею, и Галилею. Но регистрация переписи должна была производиться в городе, из которого происходил род каждого человека. Потому Иосиф и Мария отправились в Вифлеем. Так что вопрос этот может быть интересным, но странного в нем ничего нет.

4. В отношении еврейской версии Евангелия от Матфея, должен признать, что я не лингвист, но даже если бы и был таковым, то вряд ли мой уровень познания был бы достаточен для того, чтобы спорить с великими учеными, уже высказавшими свое мнение. Но дело в том, что единого мнения нет, а значит, и конкретных фактов нет - есть только предположения. Мои слова в отношении этого - тоже всего лишь предположение. И если это прозвучало несколько белее категорично, то я прошу прощения в этом и беру свои слова обратно. Но суть остается в том, что Матфей писал для евреев, не важно на каком первоначальном языке.

Мне также хотелось бы сказать нечто в отношении идеи о том, что первоисточником для Матфея является Марк или еще какой-то не дошедший до нас документ, названный Q. В своих исследованиях Священного Писания я столкнулся с тем, что лингвисты слишком усложняют обстоятельства и принимают чисто лабораторные принципы, пренебрегая жизненными фактами и вероятностями. Так, например, первые две главы Бытия приписывают различным авторам из-за различий в стиле их написания. Однако нам известны сотни авторов, которые пишут одновременно в разных стилях и жанрах. Когда же мы смотрим не только на стиль, но и на смысл текста, то становится очевидной четкая взаимосвязь этих глав (эта проблема была освещена в нашей рассылке при толковании второй главы Бытия). Другую проблему с лингвистическим анализом я обнаружил при изучении книги Иова (она описана в моей книге "Откровение из бури"). При этом, анализируя схожие выражения и редкие слова, упоминаемые в Книге Иова и в других книгах Библии, исследователи стали утверждать, что Иов был написан позже других книг, так как автор Иова был знаком со многими другими книгами. Но почему бы не предположить, что авторам других книг была знакома Книга Иова, которая была написана значительно раньше. Мне легче предположить, что десяток авторов цитировали одну древнюю книгу, чем предположить, что один автор цитировал десяток книг, написанных не только в разное время, но и в разных стилях, в разных странах, и с разными целями. Имея такие опыты с библейской лингвистикой, я склонен более доверять священству и неповрежденности библейского текста, чем пытаться примирить спорящих ученых, для которых Святая Библия является всего-лишь предметом лабораторных исследований.

5. В отношении законности приведения родословной Марии, но упоминая не ее, а ее мужа Иосифа, мы находим следующие Библейские принципы и факты. По закону, единственная дочь у родителей имела право на отцовское наследство (Чис 27:8), а также на сохранение имени своего отца в родословных списках через своего мужа (Неем 7:63). Муж такой наследницы должен был вписаться как в свою родословную, так и в родословную своей жены как сын (зять) своего тестя (1Пар 2:21,22; Чис 32:40,41). При этом предполагается, что Мария была единственной дочерью у своих родителей, как об этом и говорит еврейское предание.

Почему именно Лука описал родословную Марии? То же предание называет Илия отцом Марии. К тому же Лука не говорит, что Илий родил Иосифа, как это было традиционно у евреев. Лука говорит: "Иисус... был, как думали, Сын Иосифов, Илиев..." (Лк 3:23). Во-первых, Лука отмечает, что это было всего лишь мнение людей, что Иисус был сыном Иосифа. Во-вторых, греческое слово, переведенное как "сын", обозначает близкое родственное отношение и вполне может иметь смысл "зять" в отношении Иосифа к Илию. Это вполне согласуется с древними церковными традициями, утверждающими, что именно Лука описывает родословную Марии. Но почему он начинает с Иосифа, а не с самой Марии, очевидно объясняется тем, что всегда в древности, равно как и у нас сегодня, дети именовались по отцу, а не по матери.

6. Говоря "мы", я имею в виду всех исследователей Слова Божьего, то есть себя и всех читателей рассылки. Вероятно, эта фраза о зацикливании на второстепенном прозвучала несколько с укором, но я высказал ее безо всякого желания укорить кого-либо. В отношении же главного и второстепенного, я разделяю все вопросы по следующему принципу: все то, что имеет непосредственное отношение к моему спасению - есть главное. Все остальное - второстепенное. Конечно, все в Библии так или иначе связано с нашим спасением, тем не менее, мы способны выделить тексты, имеющие непосредственное отношение к нашему спасению. В данном случае, родословная Иисуса Христа необходима нам для того, чтобы убедить нас с соответствии происхождения Мессии с пророческими предсказаниями. Это важно для того, чтобы мы доверяли Библии, но это не является основанием нашего спасения. Другое дело - упоминание Матфеем некоторых лиц в родословной нашего Спасителя. Это важное упоминание, так как мы должны знать, что не смотря на наше происхождение (Руфь Моавитянка), социальный статус (Фамарь и Раав), или грехи (Вирсавия и Давид), мы можем иметь спасение, и можем быть избранными Богом для выполнения важной миссии в Его плане искупления человечества.

Господь да благословит Вас, дорогой Брат и все читатели, в исследовании Его Слова.

Источники, повествующие об историческом Иисусе

Отвечает: Виктор Белоусов

Мир Вам, Вячеслав!

Некоторые цитаты:

Тацит:

Анналы, XV. 44: «Эти меры были подсказаны человеческим разумом. Затем стали думать о том, как умилостивить богов, и обратились к Сивиллиным книгам, на основании которых были совершены молебствия Вулкану и Церере с Прозерпиною, а матроны принесли жертвы Юноне, сначала на Капитолии, потом у ближайшего моря, и зачерпнутой в нем водой окропили храм и изваяние этой богини; замужние женщины торжественно справили селлистернии и ночные богослужения. Но никакие человеческие усилия, раздачи принцепса, приношения богам не могли истребить позорящей его молвы о преднамеренном поджоге. И вот, чтобы прекратить слухи, Нерон подыскал виновных и подверг тягчайшим мукам людей, ненавидимых за их мерзости, которых чернь называла христианами. Прозвание это идет от Христа, который в правление Тиберия был предан смертной казни прокуратором Понтием Пилатом. Подавленное на некоторое время это зловредное суеверие распространилось опять, и не только в Иудее, где возникло это зло, но и в самом Риме, куда отовсюду стекаются гнусности и бесстыдства и где они процветают. Итак, сначала были приведены к ответу те, которые покаялись, затем по их указанию великое множество других, не столько по обвинению в поджоге, сколько уличенные в ненависти к роду человеческому. И к осуждению их на смерть добавилось бесчестие. Многие, одетые в звериные шкуры, погибли, растерзанные собаками, другие были распяты на кресте, третьи — сожжены с наступлением темноты, используемые в качестве ночных светильников. Нерон предоставил свои сады для лицезрения этих огней и устроил игрища в цирке, где сам, наряженный возницей, толкался в толпе плебеев или разъезжал на колеснице. Так что хотя то и были враги, достойные самой суровой кары, они пробуждали сострадание, поскольку были истреблены не ради общей пользы, но из-за жестокости одного человека.»

 Светоний Транквилл в «Жизни двенадцати Цезарей»

Нерон, 16 :«Многие строгости и ограничения были при нем восстановлены, многие введены впервые: ограничена роскошь; всенародные угощения заменены раздачей закусок, в харчевнях запрещено подавать вареную пищу, кроме овощей и зелени — а раньше там торговали любыми кушаниями; наказаны христиане, приверженцы нового и зловредного суеверия; прекращены забавы колесничих возниц, которым давний обычай позволял бродить повсюду, для потехи обманывая и грабя прохожих; отправлены в ссылку пантомимы со всеми своими сторонниками.»


Из языческих авторов можно еще упомянуть довольно раннюю переписку легата Вифинии и Понта Плиния Младшего с императором Трояном, где поднимается вопрос о христианах. Эту переписку воспроизводит Тертуллиан в своей 2-ой Апологии. Помимо этого есть еще и письмо императора Адриана проконсулу Азии Минуцию Фундану, где также обсуждается проблема распространения христианства. Это письмо цитирует Иустин Мученик в 1-ой Апологии.

Свидетельство Иосифа (получившее название testimonium Flavianum) вызывает больше вопросов:

«Около того времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он творил удивительные дела и учил людей, с удовольствием принимавших истину. Он привлек к Себе многих иудеев и многих эллинов. Это был Христос. По доносу первых у нас людей Пилат осудил Его на распятие, но те, кто с самого начала возлюбили Его, оказались Ему верны. На третий день Он явился им живой. Пророки Божий предрекли это и множество других Его чудес. И поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени.»

Непохоже, чтобы иудей до мозга костей Иосиф Бен-Маттафия писал об Иисусе почти как о Боге. Хотя он мог находиться под влиянием эллинистических представлений о легендарных героях, и ему захотелось сравнить с ними Иисуса. Не исключено и то, что здесь действительно немного потрудился христианский переписчик. Правда, у нас почти нет причин считать подобным образом. Testimonium Flavianum приводится уже Евсевием Кессарийским в его «Церковной истории».(ЦИ I. 11. 7) В это время еще были сильна античная оппозиция (вспомним попытку реставрации язычества Юлианом Отступником), представители которой могли бы поднять подлинный текст Иосифа и обрушиться на христиан с критикой.

Но в отношении подлинности свидетельства Флавия часто делают уступку, и приводят текст из «Всемирной Истории» Агапия (раннее средневековье) где, по мнению ряда исследователей, содержится неискаженная версия:

"В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус. Весь его образ жизни был безупречным, и он был известен своей добродетелью, и многие люди среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и на смерть. Но те, кто стали его учениками, не отказались от его учения. Они рассказывали, что он им явился через три дня после распятия и что он был тогда живым; таким образом, он был, может быть, мессия, о чудесных деяниях которого возвестили пророки".

Достаточно объективный в плане подтверждения исторической реальности личности Иисуса материал содержится в талмудических свидетельствах. Естественно, все они выдержаны в резко отрицательном духе, но сам факт того, что в них говорится об Иисусе как о реальном человеке, лишний раз опровергает атеистические предположения о мифичности Иисуса. Правда, Талмуд не блещет особой точностью. Там, например, сказано, что Иисус происходит от Пантеры, римского воина, хотя это есть следствие простой ошибки – потери одной буквы в слове «парфенос» - дева.

Стоит помнить о нашей вере в Иисуса (несмотря на всю научную аргументацию):

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр.11:1)

Благословений,
Виктор

Страница 58 из 63


Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139
ТЕКУЩАЯ СТРАНИЦА: Читать ответы Иисус Христос, Его жизнь

Библия

planning

Библия в русском синодальном переводе, украинском переводе Ивана Огиенко, английском переводе King James Version.

+ Узнать больше...

Подписка

planning

Если Вас заинтересовали материалы нашего сайта, подпишитесь на еженедельную полнотекстовую рассылку самых интересных материалов.

+ Узнать больше...

Словарь

planning

Библейский словарь (энциклопедия а. Никифора) поможет вам разобраться в Библейской терминологии, в значении того или иное имя библейского персонажа.

+ Узнать больше...

Вопросы?

planning

Наши ответы на различные вопросы пользователей помогут лучше понять библейское видение семьи, здоровья человека, истории, обрядов и тд.

+ Узнать больше...

Pеклама


Notice: Undefined variable: echo_link in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/modules/mod_sape/mod_sape.php on line 214

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.


Notice: Undefined variable: echo_link in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/modules/mod_sape/mod_sape.php on line 214

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.