Узнай:

Смерть, рай и ад, душа и дух

Зачем нужна была проповедь Христа духам, находящимся в темнице?

Отвечает: Василий Юнак

3.32. Сергей Корякин (SKoryakin@???.ru) пишет: "Благодарю за Ваши интересные изучения Писания. В связи с Вашим ответом на вопрос о поминовении усопших, данным Вами в выпуске ?15, хотел бы услышать Ваше толкование на следующие стих: "Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше" (Флп 1:23). Зачем нужна была проповедь Христа духам, находящимся в темнице? (1 Пет. 3:19). Также хотелось бы знать ваше мнение на счет существования и взаимодействие Церкви Земной и Церкви Небесной. Я знаю, что Вы представили точку зрения Адвентистов Седьмого дня, отвечая на вышеупомянутый вопрос. Можно ли допустить такое, немного дилетантское, толкование: так как у Бога, на небесах вечность, то говорить о какой-либо протяженности во времени и ожидании воскресения в последний день не приходится. Поэтому можно признать верными два толкования, первое, данное Вами, о том, что люди после смерти не вступают в непосредственное общение с Богом и другим толкованием, утверждающим, что сразу же после смерти человек попадает на небеса?

PS: ...Не лучше было бы в ответах на вопросы, имеющие разное толкование и понимание у представителей различных конфесий, представлять несколько допустимых точек зрения не делая при этом акцент на правильности одной или другой? Так получается, что Ваши православные (и не только) подписчики слышат от Вас несколько иное, нежели они слышат от учителей своей церкви."

Дорогой Брат Сергей, я решил ответить на Ваш постскриптум через рассылку, полагая, что не только Вас волнует этот вопрос, а также потому, что мой ответ, по справедливости, должен быть известен всем подписчикам. Да действительно, почти по каждому пункту вероучения у различных конфессий имеются разногласия, пусть даже ничтожные. Почти каждый текст Священного Писания можно истолковать по разному. Есть также люди, ищущие сенсационного толкования, пытающиеся открыть нечто новое и неизведанное в этой старой Книге, и потому иногда появляются совершенно абсурдные толкования. С другой стороны, некоторые священнослужители не желают мыслить самостоятельно, и просто повторяют то, чему их когда-то научили. При этом теряется не только живость ответа, но и его точность, потому что каждая конфессия постоянно оттачивает свое понимание Священного Писания. Я несу свое служение Господу в Духовной Академии, и вижу отрицательное влияние на умы студентов, когда им представляются "на выбор" несколько точек зрения. Это приводит к тому, что студенты начинают относиться к Священному Писанию, как к книге, которую можно толковать по-своему, что весьма поощряется в современном богословии. Из священного стандарта и третейского судьи Библия превратилась в "подопытного кролика", на котором оттачивается искусство софистики и логики. При этом изучаются различные человеческие мнения, вместо того, чтобы акцентировать внимание на воле Божьей. Такой подход порождает скептиков. Такой подход приводит к тому, что люди ищут уже не истину, а удобную интерпретацию истины, или, как это назвал апостол Павел, "будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2Тим 4:3). Я не хочу быть популярным преподавателем Библии. Я хочу быть честным перед Богом в преподавании истины, а не человеческих мнений. Я знаю, что после того или иного моего ответа отдельные разочарованные подписчики отказываются от подписки. Я прошу прощения, если мои слова оказались черезчур резкими или не совсем отредактированными (на что практически нет времени, даже на проверку орфографии, к сожалению). Но я всегда стараюсь говорить: "так написано!" Этими словами Спаситель победил искусителя в пустыне (Лк 4:4,8,10). Этими словами я хотел бы отвечать на все вопросы.

В части толкования Библии я, конечно же, упоминаю некоторые наиболее популярные или некоторые, на мой взгляд, ошибочные мнения о том или ином тексте Библии. Это для популярного комментария, который я представляю подписчикам. Но в моих ответах на вопросы я не могу быть сомневающимся. Считаю, что не этого ищут те, кто задают вопросы. Написано: "если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению" (1Кор 14:8). Что же касается различия в ответах моих и в ответах, получаемых от священнослужителей своих церквей, то это хорошая компенсация тому, что я не говорю о различных мнениях. Если наши мнения совпадут, то вера вопрошающего только укрепится (иначе я был бы тем, кто зародил бы сомнение в человеке, подавая ему двойственный ответ). Если же наши ответы окажутся противоположными, то человек волен решать сам, кого слушать. Я рекомендую всем познакомиться с разными точками зрения, а затем сравнить их с учением Библии. Именно поэтому в своих ответах я стараюсь максимально основываться на Священном Писании, и почти не комментирую вопросы, не имеющие библейского основания, но относящиеся к внутрицерковной практике той или иной конфессии. Каждая церковь вправе иметь свои внутренние установления, если они не выходят за рамки Библейского учения.

А теперь я перейду к основному Вашему вопросу - к Библейским текстам, которые кажутся не совсем согласными с представленным в моих ответах учением о состоянии умерших. Начну с последнего.

1. Можно ли представить двойственное толкование состояния умерших ввиду того, что система времени в вечности, можно сказать, отсутствует? Мы, люди, все познаем в сравнении, и потому нам сложно представить, как это "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2Пет 3:8) и "тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел" (Пс 89:5). Нам сложно понять, как это Бог может знать "от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось" (Ис 46:10), и как Он может возвещать новое "прежде нежели оно произойдет" (Ис 42:9). Мы должны принимать это на веру. Однажды одна благочестивая Сестра сказала мне: "А какая разница в том, как веришь ты и как верю я? Представим, что ты не прав, и после своей смерти сразу направляешься в рай. Неужели ты набросишься на Господа с укором, почему Он не оставил тебя лежать в могиле до второго пришествия? А предположим я не права, и попаду на небо только спустя определенное время после смерти, при втором пришествии Христа. Неужели я буду обижена на Господа, что Он не взял меня к Себе сразу же?" Подобное мнение подкупает: стоит ли вообще людей смущать этим вопросом? Какая разница в том, когда человек попадает на небо? Мой ответ: Стоит, и даже очень это важно. Почему? во-первых, в Библии нет неважных слов. Господь, который требует от Своих детей, "да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Мф 5:37).

Если Господь говорит о состоянии умерших, значит это важно. Наше понимание этого вопроса связано с другими, по крайней мере, двумя очень важными учениями. Во-первых, это говорит нам нечто о Самом Боге и Его характере, а также о пути ко спасению. Справедлив ли Бог, если Он сначала отправляет человека в рай или ад, а затем обещает прийти и совершить суд? А что Он будет судить, если приговор уже приведен в исполнение без суда? А если суда еще не было, то есть вечная участь человека еще не решена, то может быть есть возможность повлиять на участь человека после его смерти, либо сам человек "отработает" за свои грехи в чистилище, либо его близкие, оставшиеся в живых, "выкупят" его душу из ада? Нет, наш Господь не таков, тем более, что огромное множество текстов о состоянии умерших и о событиях после смерти, которые я цитировал и упоминал в моих ответах и публикациях, практически не оставляют места для такого понимания. Отложите свое понимание состояния умерших и других связанных с этим вопросов, забудьте все учения конфессий и христианские традиции, закройте все то, что я написал - выпишите из Библии ВСЕ тексты, которые Вы только можете найти в ней, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу, и посмотрите, какая картина получается? Я сам проделал это для себя, и предложил всем набор текстов, которые представляют Библейское учение. Во-вторых, Наше правильное понимание состояния умерших оградит нас от опасности спиритизма и реинкарнации. Я с ужасом узнал, что фильм "Привидение" ("Ghost") был признан в США лучшим евангельским фильмом. А говорит этот фильм, если кто его не знает, о том, как душа праведника, боролась с преступниками и нашла возможность сделать это только при посредстве медиума-спиритиста, воплощаясь в другого живого человека. Этот медиум также погибает, и спустя сорок дней обе души - праведника и медиума - восхищаются на небо, чем и заканчивается фильм. И многие протестантские церкви посчитали его лучшим фильмом года! Вам от этого не страшно? А Вы не помните, что говорит Библия о вызывателях умерших и общающихся с душами? Спиритизм сегодня во всех формах буквально вламывается в нашу жизнь. И только правильное понимание состояния умерших может стать надежной преградой от того, что это сатанистское учение погубит нас и наших детей. Ввиду этого, я не собираюсь предлагать какой-либо двойственный вариант.

2. ...хотелось бы знать ваше мнение на счет существования и взаимодействие Церкви Земной и Церкви Небесной. Библия говорит довольно много о церкви Божьей на земле, а вот на небе... нет, пожалуй я не встречал в Библии чего-либо подобного. На небе есть скиния (или храм), по образу которой Моисей строил свою скинию (Исх 26:30; Евр 8:2,5; Откр 15:5). В небесном храме служит Иисус Христос, как наш ходатай (Евр 9:25). Да, на небе есть люди - по крайней мере там находятся три человека - Енох, Моисей и Илия (Быт 5:24; 4Цар 2:11; Мф 17:3; Иуд 1:9; Евр 1:5). Есть ли еще люди на небе? Некоторые предполагают, что воскресшие вместе со Христом были также взяты на небо (Мф 27:52,53). Кого там нет? Там точно нет царя Давида (Деян 2:29,34). Там нет и Авраама, потому что он, ожидая города Божьего, так и не получил его, потому что он войдет в него только вместе с нами, равно как и с другими героями веры (Евр 11:10,39,40). Кто еще может составлять церковь на небе? Души умерших праведников? О них говорится в Откр 6:9, но из этого текста видно, что они покоились и им надлежит еще успокоиться на некоторое время; к тому же они находились под жертвенником, но есть ли жертвенник на небе? Кто же еще может составлять церковь на небе? Ангелы? Вероятно, хотя в Библии они более названы воинством Господним и служебными духами. В любом случае наше взаимодействие с ангелами одностороннее - они нам служат, а мы с ними общаться не можем, разве что когда они являются нам открыто. Если под небесной церковью подразумевать других разумных существ во вселенной, о которых написано в Библии, то мы не имеем какого бы то ни было взаимодействия с ними. И наконец, Христос есть глава церкви, а церковь - тело Христово (1Кор 12:27; Еф 1:22,23; Кол 1:18,24). Да, Христос является небесной частью Церкви, ее Главой, а мы все - земной частью Церкви - ее членами. И взаимодействие между Христом и Его Церковью происходит через Святого Духа (Мф 28:20; Ин 14:16-18). Я не нашел в Священном Писании ничего более о возможном существовании Церкви Небесной.

3. Зачем нужна была проповедь Христа духам, находящимся в темнице? (1 Пет. 3:19). Давайте вначале определимся с тем, что это за духи в темнице. Во-первых, что меня всегда поражало в расхожей теории о вечной душе человека, так это то, что говоря о тройственности человека - дух, душа и тело, приверженцы этого учения почему-то постоянно путают душу и дух. Что такое дух и что такое душа? Какая часть вечная, какая часть получает воздаяние в раю или в аду? В Библии под духами чаще всего подразумеваются падшие ангелы или бесы. Давайте проанализируем эти стихи и увидим закономерность.
- ... которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (1Пет 3:19,20).
- Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам... (2Пет 2:4-6).
- и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример... (Иуд 1:6,7).
- которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его (Еф 1:20-22).
- ... отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол 2:15).
- А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству (Евр 2:14,15).
- А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть (1Кор 15:24-26).
- Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя - в месте тления? разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения - правду Твою? (Пс 87:11-13).

Итак, я процитировал восемь текстов. Первый говорит о некоторых духах в темнице, и связывает их с потопом. Второй говорит о падших ангелах в узах и также упоминает о них вместе с упоминанием о потопе, а также о Содоме. Третий текст также говорит о падших ангелах в узах, но упоминает при этом только Содом. Четвертый текст говорит о возвышении Христа над начальствами и властями земными. Пятый текст также показывает победу Спасителя над начальствами и властями, которую Он одержал над ними Собою. Шестой текст говорит о победе Христа над сатаной, который имеет державу смерти. Седьмой текст увязывает начальства и власти с врагом и смертью, над всеми которыми возвышен Христос. И последний, восьмой текст показывает, что духами в темнице НЕ могли быть умершие люди. Итак, вывод и ответ на Ваш вопрос: Упоминаемый вами текст символически говорит о том, как Христос своей смертью заявил всем падшим ангелам о Своей победе над сатаной и смертью, над всеми властями и силами, под которыми подразумеваются сатана и его ангелы, и тем самым обрек их вечному осуждению, заковав их в узы мрака до последнего суда. Этот текст ничего не говорит о состоянии умерших людей. Если мы сопоставим все тексты Священного Писания, говорящие о состоянии умерших, о смерти, о могиле, об аде, о сатане и его ангелах, и т.п., то можно увидеть, что в такой трактовке этот текст прекрасно дополняет общую картину и увязывается с тем учением о состоянии умерших, которое я представляю в нашей рассылке. Всякая другая интерпретация этого текста только добавит множество новых вопросов, на которые трудно будет дать вразумительный ответ из Библии.

4. "Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше" (Флп 1:23). Апостол Павел неоднократно был на волоске от смерти, но не боялся ее. Более того, в смерти он видел большее блаженство, так как она приближала его к Иисусу. Но и жизнь ему была важна, так как, несмотря на многие трудности, он с радостью совершал дело Божье по спасению людей. То, что апостол говорит о разрешении или выходе из тела, еще не значит что какая-то его часть останется существовать вне тела (Быт 2:7; Пс 145:4; Еккл 12:7). Он просто говорит о смерти, не уточняя, что при этом происходит. То, что смерть приближает его к Господу, также не означает приближение по времени. Умирая, человек находится в бессознательном состоянии, и сравнение смерти со сном у Иисуса Христа (Мк 5:39; Ин 11:11) подтверждает это. Любое время, прошедшее с момента смерти до момента воскресения покажется одним мгновением подобно тому, как крепкий сон без сновидений кажется мгновенным, хотя мог длиться часами. То есть, в этих словах апостол действительно выражает желание окончить земную жизнь и жить с Богом, а когда и как - здесь не говорится, только каждый из нас видит это в своем представлении.

Дает ли Бог второй шанс жизни умершему?

Отвечает: Василий Юнак

3.312. Ольга (truman@???.net) пишет: "Мои бабушка и тётя ушли из этого мира так и не узнав о Спасителе. Из нашей семьи я первая, кто узнал истину о Боге. После меня покаялся мой папа и затем моя мама. Возможно ли такое, что Бог может дать ещё шанс прожить жизнь тем душам, за всю свою жизнь не услышавшим весть о спасении? После смерти бабушки в нашей семье появился новый человек, моя племянница, которая очень напоминает моей маме её собственную маму."

То есть, Вы хотите спросить, возможна ли реинкарнация (перевоплощение) или повторное рождение с целью иметь второй шанс на спасение? Ответ однозначный - Нет! Дело в том, что Бог справедлив к каждому в том, что каждый человек имеет возможность спастись, независимо от того, в какое время и в каком месте человек жил. Речь вовсе не идет о том, что каждый человек должен достичь определенных вершин в познании Бога или Его слова, прежде чем он может спастись. Спасение не требует аттестата о законченном общем религиозном образовании. Разбойник на кресте мог не знать ничего о Спасителе до тех пор, пока он не встретился с Ним на кресте, и тем не менее, ему было обещано Царство Божье на основании его единственного желания спастись. Апостол Павел говорит, что и "язычники, не имеющие закона, по природе законное делают," потому "что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их" (Рим 2:14,15). Каждый человек имеет в себе Святого Духа, Который так или иначе направляет их, напоминая об их добром предназначении (1Кор 6:19). Господь будет судить каждого соответственно с открытым ему светом: "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк 12:47,48).

Каждый человек имеет совесть, и это является гарантом того, что он может быть спасен, если живет соответственно известной ему истины (Еф 4:7). Именно совесть является голосом Божьим в каждом человеке: "И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним" ( 1Ин 3:19-22; ср Рим 9:1). Конечно, совесть может быть осквернена, испорчена или сожжена, как говорит Священное Писание, и это может соответствовать хуле на Святого Духа (Мф 12:31; Ис 63:10), который оставляет человека и больше никогда не напоминает ему о спасении.

Бог дает каждому жителю земли достаточно света и возможности для того, чтобы покаяться, потому что "нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих" (Мф 18:14). Так что нет надобности повторно давать человеку жизнь, потому что это врядли изменит что-либо. Но мы должны быть очень осторожны в наших суждениях относительно того, кто умер в Господе и будет спасен, а кто ушел из жизни не примирившись с Богом. Мы не знаем последних мыслей человека - может быть они были подобными словам покаявшегося разбойника на кресте?

Снова притча о богаче и Лазаре.

Отвечает: Василий Юнак

Брат Владимир, Вы сами употребили достаточно логики в своих объяснениях, а от меня логики принимать не желаете. Это не совсем справедливо. Да и подборка текстов из Библии, как у меня на сайте - http://www.biblestudy.ru/info/4003.shtml - это тоже результат определенного использования логики. Но я думаю, что даже этого списка текстов достаточно для того, чтобы понять истинное учение об аде. И другие публикации на эту тему, выставленные в том же разделе сайта, также достаточно основаны на Библии. Тем не менее, я попробую еще раз пробежаться по поставленным вопросам, и еще раз привести достаточно веские аргументы из Священного Писания, а не просто собственную логику.

Итак, вопросы и утверждения, которые я обнаружил в письме Брата Владимира:

1. Утверждение о буквальности слов из Откр 14:10,11 "дым мучения горящих в сере и огне будет ВОСХОДИТЬ ВО ВЕКИ ВЕКОВ". Мы опять возвращаемся к проблеме того, какое понятие вкладывали древние евреи в слова "вечный", "во веки" и т.п., и какое понятие вкладываем мы. Для того, чтобы ощутить разницу, я привожу другой библейский текст: "Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, ПОДВЕРГШИСЬ КАЗНИ ОГНЯ ВЕЧНОГО, поставлены в пример, - так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти" (Иуд 1:7,8). Все мы знаем, что Содом уже давно не горит: "и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, ПРЕВРАТИЛ В ПЕПЕЛ, показав пример будущим нечестивцам" (2Пет 2:6). Неужели так быстро затух ВЕЧНЫЙ огонь? Или нам следует лучше изучить слово "вечный"? И заметьте, эти стихи непосредственно увязаны с тем будущим судом, который описан в Откровении. Вам мало этого примера? Вот еще один: "Ибо вот, придет ДЕНЬ, ПЫЛАЮЩИЙ КАК ПЕЧЬ; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и ПОПАЛИТ их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что НЕ ОСТАВИТ У НИХ НИ КОРНЯ, НИ ВЕТВЕЙ... и будете попирать нечестивых, ибо они БУДУТ ПРАХОМ под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф" (Мал 4:1,3). Разве не о последнем суде говорит это пророчество? Где же здесь "вечный дым мучений"? Вы исследуйте в Библии, как слово "вечный" используется, и увидите, что во многих случаях эта "вечность" имеет свой конец, как в том же тексте из Иуды 6: "ангелов ...соблюдает в ВЕЧНЫХ узах, под мраком, НА СУД ВЕЛИКОГО ДНЯ" - то есть, "сохраняет закованными НАВЕЧНО до того времени, как наступит СУД". А что после суда? Наступит новая вечность, на сей раз в озере огненном, "в огонь ВЕЧНЫЙ, УГОТОВАННЫЙ диаволу и ангелам его" (Мф 25:41). А Иезекииль, говоря о падении сатаны и его ангелов, утверждает: "Я извлеку из среды тебя ОГОНЬ, который и ПОЖРЕТ тебя: и Я ПРЕВРАЩУ ТЕБЯ В ПЕПЕЛ на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и НЕ БУДЕТ ТЕБЯ ВО ВЕКИ" (Иез 28:18,19; историю сатаны читайте со ст 12). Как коротка некоторая вечность! И только потому, что помимо вечной жизни Библия говорит и о ВЕЧНОЙ СМЕРТИ.

2. Можно ли сказанное о результатах будущего суда сказать о мертвых уже сейчас? Вот это очень даже важный вопрос. Говоря о наказании в вечном огне, Библия везде говорит о последнем суде. А какое наказание может быть без суда? У человека, и то не всегда бывает, а у справедливого Бога? Недавно в частной переписке с одним из наших подписчиков я услышал странную идею о том, что во время Ветхого Завета все умершие, даже праведники, отправлялись в ад, а после, в какое-то время после Голгофы, каким-то образом праведники переводились в рай. Этакое подобие учения о чистилище. Откуда все это? Из еврейского учения о "шеоле" - "могиле"? Просто христиане, поверившие непонятно откуда появившемуся учению о моментальном посмертном воздаянии решили что-то создать такое, что хоть как-то не нарушало другие библейские принципы. А что учит Господь на самом деле?

"Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?" (Ин 11:23-26). - Христос мог бы сказать, что вера Марфы на встречу с Лазарем только "в последний день", то есть в день суда, не правильна. Но вместо этого Христос опять говорит нечто странное относительно "вечности". И ни слова о том, что Лазарь в раю или где еще. Христос просто объяснил состояние Лазаря: "Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер" (ст 11-14). Как во сне человек находится без сознания окружающего, так и в могиле или "шеоле".

Зато Апостол Павел объясняет конкретно: "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами" (1Фес 4:13-18). - Павел мог утешить их более просто, сказав, что умершие уже на небе, в раю, с ангелочками, на лоне Авраамовом... но он этого не говорит, а обещает встречу с умершими не раньше, чем прийдет Христос во второй раз! "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его" (1Кор 15:22,23). - умершие ошивут ТОЛЬКО в пришествие Его! И таких текстов в Библии достаточно для того, чтобы показать, что притча о богаче и Лазаре - не есть описание реальности.

3. Зачем вообще в Библии помещены эти термины? Неужели для того, чтоб мы строили различные теории их обьяснения, но никак ни для прямого их понимания? - Хороший вопрос. Во-первых, некоторые термины нам не понятны только потому, что мы живем в другой эпохе и разговариваем на другом языке. И часто недопонимания происходят только потому, что мы не знаем деталей жизни тех людей, которые писали Библию. Простой пример: я читаю переведенную на русский язык американскую книжку, в которой написано, что автомобиль заехал на газовую станцию. И тут же я понимаю, что переводчик никогда не бывал в Америке, и знает, возможно, только британский английский. Потому что газовой станцией в Америке называют бензо-заправку. Какое отношение имеет газ к бензину? Иногда приходится только догадываться (я не преподаю английский, потому не стану вдаваться в эти пояснения, ведь это всего лишь пример). Знаете ли Вы, что значит в древнем Израиле "дом разутого?" (Втор 25:5-10) или почему в притче о званных на брачный пир, хозяин приглашает всех бедных и хромых прямо с улицы, а затем жестоко осуждает того, кто почему-то оказался не в праздничной одежде? (Мф 22:8-14) Все это было известно современникам, но заставляет подчас задуматься нас сегодня. Те их понимали прямо, а нам подчас нужны объяснения и теории.

4. Притча ли это, или реальная история? Всякую ли притчу начинал Господь с идентификации, что Он говорит именно притчу? И может ли притча начинаться словами, типа: "некоторый человек..."? Луки 19:11,12 представляет нам идентифицированную притчу, начинающуюся такими же словами: "некоторый человек". А притчу о неверном управителе, которая идет непосредственно перед притчей о богаче и Лазаре, никто еще не пытался назвать реальной историей, хотя она и не названа притчей в Писании (Лк 16:1-13). А в Луки 12 главе, начиная со стиха 22 и до конца Христос не идентифицирует ни один сказанный эпизод, как притчу, но при этом почему-то Петр спрашивает Его, кому Он говорит эту притчу? Так что Вы видите, притча не обязательно должна быть идентифицирована, и история не обязательно должна начинаться словами "некоторый человек".

Но у притчи есть некоторое важное качество: она непременно сказана в определенном контексте, и подчас история взята совершенно из другой области, не связанной с контекстом. Причем, притча призвана преподать какой-то один урок, связанный с контекстом, но вовсе не пытается устанавливать какие-либо стандарты в той области, из которой взята иллюстрация. Поясню это на конкретных примерах. Та же притча о неверном управителе, которую мы упоминали только что, вовсе не призвана учить нас жить неправедно, а только говорит о том, что люди мира сего более прилежны в достижении своих целей, нежели верующие люди в достижении своих целей. Притча о работниках в винограднике (Мф 20:1-16) не учит нас тому, как выплачивать зарплату работникам, а учит тому, что последние в Царстве Небесном будут первыми, а первые - последними. Притча о плевелах (Мф 13:24-30) вовсе не учит нас, что нам не следует пропалывать сорняки на наших полях и огородах, а говорит о том, что нам не следует преждевременно судить о том, кто спасется, а кто погибнет. Как вам кажется, какова в таком случае цель притчи о богаче и Лазаре? Рассказать о том, что из себя представляет загробная жизнь? Но ведь в контексте речь идет о богатстве: "Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом" (Лк 16:14,15). Евреи считали, что богатому человеку гарантировано спасение, а вот нищий несет наказание за свои грехи. А Господь в этой притче все представил наоборот. Говорил ли Он о загробной жизни? Вряд ли, так как содержание притчи во многом расходится с тем, что Писание говорит о состоянии умерших в других местах. Точно так же, притча о работниках в винограднике представляет не справедливый метод расчета с работниками, если сравнивать это с другими местами Писания. А притча о неверном управителе вообще становится непонятной, если мы попытаемся найти в ней буквальный смысл. Именно потому, что в притче о богаче и Лазаре есть так много буквальных неувязок с остальным Писанием, а из контекста основное назначение притчи очевидно, я могу смело утверждать, что притча о богаче и Лазаре вовсе не говорит о загробной жизни, а только использует этот сюжет в форме басни.

5. Лазаря отнесли на несуществующее лоно Авраамово, которого тоже в это время не существует? Вот именно. И это не я говорю, а Священное Писание: "Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? ... Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?" (Ин 8:52-57). - Иудеи явно не верили в то, что Авраам где-то был живым в то время, да и Христос не утверждал этого! - "Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо ОН ОЖИДАЛ ГОРОДА, имеющего основание, которого художник и строитель Бог... Все сии умерли в вере, НЕ ПОЛУЧИВ ОБЕТОВАНИЙ, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ... ОНИ СТРЕМИЛИСЬ к лучшему, то есть К НЕБЕСНОМУ; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо ОН ПРИГОТОВИЛ ИМ ГОРОД...И все сии, свидетельствованные в вере, НЕ ПОЛУЧИЛИ ОБЕЩАННОГО, потому что Бог предусмотрел О НАС нечто лучшее, дабы ОНИ НЕ БЕЗ НАС ДОСТИГЛИ совершенства" (Евр 11:8-16,39,40). - Видите, как апостол Павел конкретно истолковал, почему всетаки Авраам еще не вошел в ту небесную обитель, которую ожидал? Оказывается, он сможет туда попасть только вместе с нами (читайте 1Фес 4:13-18).

6. Запутал ли Христос своих современников этой притчей? Полагаю, что нет, так как ученики обычно всегда переспрашивали то, что не поняли. А истину о состоянии умерших иудеи прекрасно знали, потому что нигде во всем Ветхом Завете не говорится о сущуствующем аде или рае, а только о шеоле, то есть, о простой могиле, в которой нет никакого сознания. А вот мы сегодня запутались, и только потому, что в свое время христиане приняли языческие верования о бессмертии души. Нет, не Христос запутал нас, а все тот же лжец и обманщик, который пытался еще Еве внушить, что когда Бог говорит "умрете", то это не означает "смерть". И ему прекрасно удалось обольстить как Еву, так и многих из нас.

7. Смерть еще не самое страшное? Дело в том, что Библия учит, что есть две смерти. Первую смерть Христос назвал сном, потому что она представляет из себя просто бессознательное небытие. После первой смерти следует воскресение во время пришествия Христа, о чем написано жовольно много и конкретно. Затем будет суд, который одним подарит вечную жизнь и бессмертие (только тогда можно пулучить это бессмертие, но никак не раньше), а другим - осуждение (Рим 2:5-8), названное второй смертью (Откр 2:11; 20:6,14; 21:8). Заметьте из Откр 20:14, что в этой второй смерти (а не вечной жизни в муках) погибнут не только нечестивые, но также и сама смерть, и сам ад!

И вообще, не кажется ли вам странным, что Библия так много говорит о смертности души, о конечности ада, несуществовании мертвых сегодня, а мы упорно ковыряемся в этой одной притче, которая стоит в Библии особняком в этой теме? Некоторые христиане так упорно не желают расстаться со своими языческими предрассудками, что хватаются за такую надломленную соломинку, как притча о богаче и Лазаре. А с бессмертием души к нам приходят такие спиритические верования, на которых рождаются Гарри Поттеры и контакты с умершими... Стоит ли все это таких усилий?

Страница 51 из 55


Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 133

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/templates/ja_ores/html/pagination.php on line 139
ТЕКУЩАЯ СТРАНИЦА: Читать ответы Смерть, рай и ад, душа и дух

Библия

planning

Библия в русском синодальном переводе, украинском переводе Ивана Огиенко, английском переводе King James Version.

+ Узнать больше...

Подписка

planning

Если Вас заинтересовали материалы нашего сайта, подпишитесь на еженедельную полнотекстовую рассылку самых интересных материалов.

+ Узнать больше...

Словарь

planning

Библейский словарь (энциклопедия а. Никифора) поможет вам разобраться в Библейской терминологии, в значении того или иное имя библейского персонажа.

+ Узнать больше...

Вопросы?

planning

Наши ответы на различные вопросы пользователей помогут лучше понять библейское видение семьи, здоровья человека, истории, обрядов и тд.

+ Узнать больше...

Pеклама


Notice: Undefined variable: echo_link in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/modules/mod_sape/mod_sape.php on line 214

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.


Notice: Undefined variable: echo_link in /home/vbell/web/biblestudy.ru/public_html/modules/mod_sape/mod_sape.php on line 214

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.